ШЕДЕВР НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ МОРЕМАНОВ.:)
Этот шедевр Михаила Ромма, который, как мне кажется, просто необходимо смотреть, я считаю незаслуженно забытым в наше время. Впрочем, как и многие труды адмирала Ушакова и Светлейшего Князя Потемкина. Иначе бы не возникли летом 2014 года споры: «что такое Новороссия и не только ли сейчас это слово придумали?».
Стыдно сказать: сам я вспомнил об этом кинофильме случайно, решил пересмотреть его после французского приключенческого фильма, приблизительно того же периода, «Капитан...
Читать полностью
Этот шедевр Михаила Ромма, который, как мне кажется, просто необходимо смотреть, я считаю незаслуженно забытым в наше время. Впрочем, как и многие труды адмирала Ушакова и Светлейшего Князя Потемкина. Иначе бы не возникли летом 2014 года споры: «что такое Новороссия и не только ли сейчас это слово придумали?».
Стыдно сказать: сам я вспомнил об этом кинофильме случайно, решил пересмотреть его после французского приключенческого фильма, приблизительно того же периода, «Капитан Сюркуф». Французского шедевра на военно-морскую тематику, так сказать. Как хорошо было смотреть на лихо пляшущего со шпагой, рапирой или абордажным тесаком Жерара Филиппа, и какой красивый такелаж судов и форму матросов нам показывали в том фильме! НО УЖЕ К 20 МИНУТЕ ЗАМЕЧАЕШЬ: в «Сюркуфе» корабли «качаются на волнах» только на дальних планах. Когда же нам показывают французский или английский военный корабль крупным планом, в разгар сражения, то «павильонные съемки» слишком очевидны: видно, что «качка» не действует ни на матросов, ни на артиллеристов, ни на многочисленные (притом не приталенные) бочки и прочий хлам на палубах.
Так вот у Ромма – КОРАБЛИ ШТОРМИТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ! Видно, как срываются плохо принайтованные бочки с водой, как срываются матросы, и, при просмотре, осязаемо ясно (хотя наверняка главные сцены с адмиралами и капитанами снимались в студиях). Что нам показывают НАСТОЯЩИЙ МОРСКОЙ БОЙ. Во всяком случае, насколько в те времена было возможно, близкую к исторической реальности 200-летней давности реконструкцию. Так что морских сражений лучше, красивее и достовернее, чем в «Адмирале Ушакове» вы не найдёте и в более современном «Капитане Бладе» или английских фильмах о Нельсоне конца прошлого века.
Фильм исторически достоверен настолько, насколько могла себе позволить эту достоверность «политика Партии» в 1953 году. Во всяком случае, в той части, где речь идет о постройке баз флота и первых битвах Ушакова. В последних десятилетиях «блистательного Осьмнадцатого века» матросские команды действительно приходили на пустые, нередко чумные места (кстати, то, что Ушаков уберег экипаж будущего «Святого Павла» посреди чумы – пусть и невероятный, но тоже исторический факт), а потом там возникали верфи и города Херсон, Николаев. Как выходили в море на не обшитых медью судах (нередко – из сырой древесины) и за счет задора и меткости артиллеристов побеждали турецкие эскадры – так тоже было! И блистательная игра Б. Ливанова (Потемкин), И. Переверзева (адмирал Ушаков), Слободина (адмирал граф Мордвинов, «Мордовцев» по фильму), С.Бондарчука и М. Пуговкина, игравших простых матросов – рисует нам замечательные характеры той эпохи.
Замечательно показаны такие детали, как ссоры с подрядчиками (опять же – не все они шпионили на Англию или Турцию), введенные для русского флота Ушаковым «тренировки на качелях с малыми пушками». Даже такая деталь: когда требуется поднять прицел, стволы орудий не таинственным образом «поднимают» канониры одной мускульной силой (как во всех западных фильмах), а вбивают под стволы деревянные клинья.
Конечно, жаль до сих пор принятого в нашем искусстве образа Потемкина – куда ему, верному сотруднику и мужу Екатерины, было завидовать каким-то Ушаковым или Суворовым. Вряд ли был таким уж ретроградом и граф Мордвинов – думаю, если сейчас поспрашивать под медикаментами наш высший генералитет, к примеру, о том, чей спецназ круче – наш или американский, найдется немало поклонников «западных форм обучения», Что, конечно, не делает их шпионами Англии. Есть в фильме и две крупные неточности, одну из которых можно отнести к режиссерским «ляпам» (Адмиралтейств-коллегию в годы первых плаваний Ушакова возглавлял вовсе не Мордвинов, а сам наследник, Павел Петрович), а вот за вторую, осознанную, ошибку очень обидно. Режиссера со сценаристами можно понять: положительному герою требовался антипод, а кто может стать лучшим антагонистом, чем непосредственный самодур-начальник, во время сражений предпочитающий молиться? Однако адмирал Марко Войнович (к слову, не настолько и старше Ушакова, как в фильме, почти ровесник), был не таким! К примеру, во время сражения при Фидониси, именно этот серб, адмирал на русской службе разгромил два турецких линейных корабля и утопил третий.
В любом случае, этот очень красивый, патриотичный и по-настоящему исторический фильм можно рекомендовать не только всем любителям тематики и всем патриотам, но и всем любителям прекрасной актерской игры. Кстати, именно в «Адмирале Ушакове» дебютировали в большом кино такие актеры как Готлиб Робинсон (пленный турецкий офицер) и Владимир Этуш, убедительно сыгравший «крокодила морей», адмирала Сеида-Али. Если вы останетесь довольны просмотром, – планируйте вечер, чтоб посмотреть вторую серию. «Корабли штурмуют бастионы», о действиях Ушакова в Средиземном море!
И не только , на 3 минуте фильма упоминается ужасное слово "Новороссия". Как быть? Запретить к показу в Хеерсоне и Мариуполе?