Хроники
Фильм с аббревиатурой имени и фамилии известного психиатра и коммуниста Вильгельма Райха когда-то числился одним из самых скандальных проектов в кинематографе. «В.Р. Мистерия организма» принесла режиссеру из бывшей Югославии всемирную славу.
Стоит признать, что для своего времени было довольно отважно и рискованно испытать способы взаимодействия документального и игрового материалов. Это в настоящее время мало кого этим удивишь, а в семидесятые все было иначе.
В частности стоит отметить...
Читать полностью
Фильм с аббревиатурой имени и фамилии известного психиатра и коммуниста Вильгельма Райха когда-то числился одним из самых скандальных проектов в кинематографе. «В.Р. Мистерия организма» принесла режиссеру из бывшей Югославии всемирную славу.
Стоит признать, что для своего времени было довольно отважно и рискованно испытать способы взаимодействия документального и игрового материалов. Это в настоящее время мало кого этим удивишь, а в семидесятые все было иначе.
В частности стоит отметить сочетание воспоминаний и хроникальные кадры о мистере Райхе, который закончил свою жизнь в тюрьме в 1957 году и сатирических зарисовок быта народа Югославии. Кроме того, он также разбивает свой фильм кадрами-вставками из советской классики времен тоталитаризма – букетом сцен с участием Сталина.
Сразу же после выхода на фильм ополчилась не только общественность, но чиновники. Фильм называли откровенной порнографией, говорили, что на территорию социалистического искусства вторглись антисоветские намеки и слишком яркие сексуальные и физиологические подробности, которые способствуют разложению морали.
В свое время в Советском Союзе фильм был недоступен, а в Югославии авторам намекнули на крайнюю нежелательность его пребывания на родине. Режиссер в срочном порядке был вынужден эмигрировать во Францию. Ситуация тогда ухудшалась из-за того, что в момент выхода картины в Югославии проходила борьба с «черной волной». И, выпустив свой фильм, режиссер поплатился, но смог скрыться от судебного преследования.
Условно «В.Р. Мистерия организма» разделен на две части. Первая часть сделана в документальном ключе. Издевательских подмигивая с экрана, она демонстрирует опыты Райха, единственного из учеников популярного Фрейда, идеи которого строятся вокруг возможности радикальной социальной критики: требование полового просвещения и отмена репрессивной морали.
Вторая часть – это игровая постановка со следующими героями: Ягодка, которая пропагандирует открытость и сексуальную раскрепощенность, и Владимиром Ильичом, который представлен ярким советским спортсменом. Последний олицетворяет собой подавленные сексуальные инстинкты.
Манера съемки фильма напоминает театр абсурда или даже причудливую фантасмагорию. Только лишь в самый последний момент зритель может осознать, что перед нами тот самый мир, в котором мы существуем. Грандиозные для своего времени юмористические вставки демонстрируют зрителю, с чего начала зарождение сексуальная революция. Несмотря на довольно скромный хронометраж, вся суть доносится до зрителя и демонстрирует истинное положение вещей. Отсюда и дальнейшее преследование режиссера с обвинениями в оскорблении народа.