Справедливость против власти
В настоящее время Норвегия ассоциируется со страной, в которой высоко ценят соблюдение прав человека, она считается эталоном гуманизма. Всем широко известен норвежский остров Бастёй, который нынче на слуху как «остров свободы для заключенных». На нем расположена тюрьма, в которой содержатся особо-опасные заключенные. Условия проживания в этой тюрьме на самом высоком уровне. Тюрьма отличается задумкой «вольного содержания». Другими словами заключенные по острову перемещаются свободно и...
Читать полностью
В настоящее время Норвегия ассоциируется со страной, в которой высоко ценят соблюдение прав человека, она считается эталоном гуманизма. Всем широко известен норвежский остров Бастёй, который нынче на слуху как «остров свободы для заключенных». На нем расположена тюрьма, в которой содержатся особо-опасные заключенные. Условия проживания в этой тюрьме на самом высоком уровне. Тюрьма отличается задумкой «вольного содержания». Другими словами заключенные по острову перемещаются свободно и беспрепятственно. Живут они в коттеджах, кроме того у каждого из них своя личная комната. Имеется определенный распорядок дня: до 16.30 они обязаны работать, после чего они располагают свободным временем и могут заниматься, чем пожелают. К тому же раз в год они могут брать отпуск на 18 дней.
Однако так на острове было не все время. В начале 20-го столетия на острове Бастёй была тюрьма для преступников возрастом 11-18 лет. Она считалась наиболее строгой во всей Норвегии. Родители порой пугали своих детей этим жутким местом. Цель представленной картины – продемонстрировать, в каких в целом условиях пребывали в данной тюрьме дети и подростки.
Кинофильм основывается на рассказе известного в Норвегии писателя по имени Ларс Соби Кристенсен. Русская аудитория может знать его по роману «Полубрат». Писатель отличается умными произведениями. А значит можно даже не сомневаться, что сюжет вполне внятный, и лежит поверх фактов из истории. Развитие сюжета начинается с того момента, как на остров прибывают двое новых заключенных парнишек – Эрлинг и Ивар. Расхождение в их характерах видно с первых же минут. Ивар соглашается с неминуемой участью, а Эрлиенг сразу же строит план побега, кроме того его поведение весьма вызывающее, он задирается как с заключенными, так и тюремным персоналом.
В роли Эрлинга выступил Беньямин Хельстад, который обладает прекрасной мимикой и стилем игры, в некоторой степени схожей с Кайлом Галлнером. Сначала Эрлинг ни с кем не общается и никого не подпускает к себе, но потом он завязывает дружбу с Олавом, который на острове уже 6 лет. Олав вот-вот должен получить свободу. Для того чтобы выйти из тюрьмы на свободу необходимо получить разрешение от директора тюрьмы. Непосредственно этот человек распоряжается, кого из заключенных можно вновь допустить к обществу. Роль директора сыграл уважаемый шведский актер Стеллан Скарсгард. Он отметился в таких фильмах как «Меланхолия» и «Тор». Впрочем, именно в этой работе можно услышать, как он говорит на норвежском языке. Также хочется выделить надзирателя Бротен, которого сыграл Кристоффер Йонер. Он смог прекрасно, до малейших деталей передать всю мерзость этого персонажа.
В который раз можно понять одну простую истину – власть развращает. На Бастёй создают все условия для перевоспитания преступника. Однако в действительности все это оборачивается тем, что заключенные копят в себе жестокость, которую они могут излить в любое время. Директор любыми способами пытается продемонстрировать свою лояльность. Его единственное требование – выполнять правила. Но в картине будет такой момент, когда он выскажет свое истинное мнение о малолетних преступниках. И такое вот отношение полностью убивает в детях и подростках веру в справедливость. Они начинают осознавать, что вес имеют лишь сила и власть. Интересно показаны отношения между заключенными, и то, как меняются их характеры в зависимости от событий. Олав станет перед непростым выбором – свобода или все же торжество справедливости.
Для подобной темы картина снята весьма лояльно и мягко. Нет перенасыщения жестокостью. И это можно назвать уверенным плюсом. Весь драматический потенциал в большей мере раскрывается во второй части фильма. К тому же картина получила три награды в Норвегии на национальной кинопремии «Аманда»: лучший актер второго плана (актер Тронд Нильссен за персонажа Олава), лучший фильм, лучшая музыка.
Данная картина — это сделанная на совесть драма, основанная на фактах из истории, но, несмотря на это она обладает интересным сюжетом. Здесь в очередной раз будут подняты темы власти, силы и справедливости.
Неблагополучные подростки учатся самоотверженности, преданности, командной работе и, самое главное, состраданию.
Молодые норвежские актеры поразительно талантливы.
Достойный внимания.