Фильм-предсказание, но трудный для понимания.
Алексей Алексеевич Герман сын кинорежиссёра и сценариста Алексея Юрьевича Германа снимал этот фильм-притчу пять лет, и закончил съёмки уже после смерти отца. До этого он уже снял три полнометражных фильма: «Последний поезд», «Гарпастум» и «Бумажный солдат». Этот фильм, как и фильмы «Гарпастум» и «Бумажный солдат», является авторским, но он, как бы обращённый в вечность, отличается от них, но, к сожалению, в сторону худшую.
В Россию возвращаются из-за границы брат и сестра, которые прожили...
Читать полностью
Алексей Алексеевич Герман сын кинорежиссёра и сценариста Алексея Юрьевича Германа снимал этот фильм-притчу пять лет, и закончил съёмки уже после смерти отца. До этого он уже снял три полнометражных фильма: «Последний поезд», «Гарпастум» и «Бумажный солдат». Этот фильм, как и фильмы «Гарпастум» и «Бумажный солдат», является авторским, но он, как бы обращённый в вечность, отличается от них, но, к сожалению, в сторону худшую.
В Россию возвращаются из-за границы брат и сестра, которые прожили несколько лет за границей. Они наследники богатого влиятельного олигарха, и достался им в наследство недостроенный небоскрёб, строившийся вдалеке от города на пустыре, но сейчас его строительство законсервировано. Этот недостроенный небоскрёб представляет собой башню огромную, которая закручена в удивительно причудливую спираль. И наследники не знают, что же предпринять дальше с башней этой. И это большое количество людей сводит вместе, собрались здесь архитекторы, бизнесмены, юристы, гастарбайтеры, искусствоведы, наркоманы, поэты, прорабы. Есть здесь и те, которые не прочь и купить её, чтобы её реконструировать потом, а есть те, которые хотят купить землю, отведённую для долгостроя.
Как и в любом артхаусном фильме, в этом фильме сразу же и обо всём идёт сообщение и конкретно ни о чём. Здесь нет какой-нибудь сюжетной определённой линии. Картина содержит семь неравных рассказов, которых объединяет башня, а действие во всех рассказах проходит в своём времени и пространстве, и в них разные персонажи действуют. Все эти персонажи каким-либо способом с башней связаны. Кто-то для строительства место отводил, кто-то её проектировал, кто-то строил, а кто-то в ней уже и живёт. Все персонажи отличаются инфантильностью. Осиротевшие наследники, приехавшие из-за границы, хотят одного: от проблем, навалившихся на них, сбежать. Гастарбайтер языка не знает. Архитектор ненавидит пост-модернизм, но аляповатый небоскрёб строит в этом стиле. Один из персонажей, после гибели на войне родных, в дурман наркотический уходит. Всё поколение ничего не делает, все только и делают, что разговаривают. Создаётся впечатление, что остановился мир, и люди все ждут войну.
Башня выставлена режиссёром в виде сосуда-символа, в него люди входят и растворяются. В картине не только башня является символом, здесь куча символов, а ещё фильм цитатами философов переполнен и отсылками визуальными, которые в фильмах Алексея Юрьевича были.
Прежде всего, и это, конечно, главное, что предвидел Алексей Алексеевич упадок страны и наступление для народа тяжёлого состояния, что и было отражено в фильме.
В киноленте рассматривается тема лишних людей, этих чудаков, странных людей, но на подвиг готовых.
Фильм сосредоточивает внимание на цикличности времени, на том, что у всех поколений свои ценности и переживания, выделяет, подчёркивает всеобщий упадок и тяжкую жизнь. Персонажи, которых создали актёры, переполнены все печалью и тоской.
Лента разговорная в основном и очень монотонная, смотреть поэтому её трудно.
Картина очень пессимистичная, в ней идёт утверждение, что всё очень плохо, а что будет в будущем вообще предсказать невозможно, оно туманом покрыто.
Из-за того, что фильм бессюжетный, да ещё и вялотекущий, его просмотр даётся с трудом и к тому же приводит к сильному утомлению. А после окончания просмотра создаётся у зрителя настроение совсем упадочное, ведь действительно всё сейчас у нас очень плохо. Все люди разобщены, все мы одиноки, не нужны никому, несправедливость повсюду, и все действительно живут в ожидании третьей мировой войны, которая, как утверждается в СМИ, уже на самом деле началась.
Алексей Алексеевич вроде бы создал картину о людях, рассказывает о судьбах людей, но он внёс в фильм таким образом свои мировоззренческие взгляды, что они становятся понятными только ему одному, и он о зрителях абсолютно не беспокоится. И, кажется, что ему всё равно, как зрители отнесутся к этому фильму, поймут ли они его или нет. Он высказанного своего мнения никому не навязывает, а как бы предлагает этот фильм интерпретировать так, как ему хочется, и каждому предлагает собственный свой смысл вкладывать.
Зрителю, который не читал раньше Паскаля и Сезанна и не видел фильмов Германа Алексея Юрьевича, Пазолини, Антониони, будет трудно разобраться в громоздкой вычурной экранной конструкции картины. Лента сложная для понимания, надо быть очень внимательным при просмотре, да ещё и усидчивым быть, потому что этот фильм не относится к развлекательным.
Да ещё и затянут фильм сильно, и актёры многие играют в замедленном темпе как зомби, произносят фразы безликие. А Чулпан Хаматова представляет здесь Сашу, мужскую роль играет.
Фильм Алексея Алексеевича аналогично картине «Трудно быть богом», снятой его отцом Алексеем Юрьевичем, переполнен мерзостью и грязью. Здесь зрителю придётся смотреть на мёртвых животных, грязную одежду, мусор, инъёкции героиновые, кровотечения, слизь, волосы грязные.
Судя по этому фильму, Герман младший многое перенял у Германа старшего, это касается и языка фильма, и его стиля, и техники.
Фильм рассчитан только на любителя, и понравится он только тем, кто был в восторге от просмотра фильмов, которые снимал Алексей Юрьевич Герман.