Советский Нуар
Последние несколько лет по российскому телевидению можно увидеть лишь Гарина 1973 года выпуска. Но насколько я знаю, в советское время более популярным был именно «Гиперболоид инженера Гарина», о котором сейчас многие забыли.
Как сейчас помню, что впервые «Гиперболоид инженера Гарина» я увидел в детстве. Действие было абстрагировано, а многие связи были нарушены за счет сокращения романа до формата полуторачасового хронометража фильма, что немного может сбить зрителя с толку. Тогда в моих...
Читать полностью
Последние несколько лет по российскому телевидению можно увидеть лишь Гарина 1973 года выпуска. Но насколько я знаю, в советское время более популярным был именно «Гиперболоид инженера Гарина», о котором сейчас многие забыли.
Как сейчас помню, что впервые «Гиперболоид инженера Гарина» я увидел в детстве. Действие было абстрагировано, а многие связи были нарушены за счет сокращения романа до формата полуторачасового хронометража фильма, что немного может сбить зрителя с толку. Тогда в моих воспоминаниях не осталось практически никаких основных линий, лишь размыто сохранился яркий луч и огромное количество убийств. Но при этом очень ярким отпечатком оказалась картинка с таинственным стилем.
Вот уже в более сознательном возрасте я решил пересмотреть «Гиперболоид инженера Гарина», который неоднократно доказал, что советское кино бывает очень разнообразным и широким. От того очень странно, что данный осколок советского фантастического нуара до сих пор не открыли для себя западные кинематографисты или критики и не поставили в список ретроспективы, получившей статус культового.
«Гиперболоид инженера Гарина» создает очень дымчатый черно-белый мир подвалов, лестниц, мостов, в котором главный герой – мошенник и злодей с самым опасным вооружением в мире, а основная героиня – циничная и солидная Зоя с волной перегидроленных волос. Полностью западный стиль загадок, неясности, недосказанности и саспенса в совокупности с отрицательными героями и их дурными поступками, выделяет «Гиперболоид инженера Гарина» из нашего кино того времени, заставляя игнорировать все недостатки.
Отдельного внимания заслуживает операторская работа. Основную атмосферу создал именно оператор и, вне всякого сомнения, именно это и делает ее такой необычной и нестандартной. Особенно для своего времени. Здесь все было подчинено операторским поискам, а так же амбициям.
Актерский состав очень внушительный. В особенности хочется выделить Евстигнеева, Сафонова, Кузнецова, Дружникова и Климову. Их персонажи беспринципные эгоисты, которые ищут наживу во всем. Дуэт Климова-Евстигнеев по-настоящему зловещий. Зоя – это одна из самых лучших ролей Климовой. Есть в ней то самое необходимое ледяное спокойствие. А так же необходимое самообладание.
Гарин в исполнении Евстигнеева очень хорош. Играет он своего персонажа с воодушевлением, интересом.
Но будет неправильным решением писать исключительно о плюсах фильма, поэтому отмечу несколько отрицательных моментов. Основная проблема заключается в том, что фильм обладает драматической слабиной и нечеткостью. Безусловно, такова была идея, которая претендовала не неясность и возможность поставить своего зрителя в тупик. Но, если во многих подобных картинах это удается и идет фильму на пользу, то «Гиперболоид инженера Гарина» заходит в тупик и в нем чувствуется недостаток режиссуры. Линии не могут сойтись в одно единое целое.
Но при всем этом, «Гиперболоид инженера Гарина» оставляет положительные ощущения от просмотра, поэтому некоторые огрехи можно и простить.