Сказочный лес
«Сумерки ледяных нимф» - это довольно своеобразный фильм, который хоть и имеет определенные мотивы, присущие режиссеру, вполне можно назвать наименее выдержанным в его выразительных художественных средствах. Зрителя ожидают нереализованные отношения персонажей, острые углы любовных треугольников. Перечисленное является специфическим знакомым набором тем зрителям, которые изучили творчество Мэддина. Однако справедливо будет отметить тот факт, что в данной картине отсутствуют те визуальные...
Читать полностью
«Сумерки ледяных нимф» - это довольно своеобразный фильм, который хоть и имеет определенные мотивы, присущие режиссеру, вполне можно назвать наименее выдержанным в его выразительных художественных средствах. Зрителя ожидают нереализованные отношения персонажей, острые углы любовных треугольников. Перечисленное является специфическим знакомым набором тем зрителям, которые изучили творчество Мэддина. Однако справедливо будет отметить тот факт, что в данной картине отсутствуют те визуальные особенности, которые делают его фильмы узнаваемыми практически с самого начала.
Визуальная стилистика фильма временами отсылает зрителя к французским символистам, а экстравагантные пластические мотивы довольно быстро сплетаются с гармоничным музыкальным оформлением и иррациональным нарративом.
Нельзя не отметить тот факт, что за основу истории взята довольно известная повесть Кнута Гамсуна «Пан». Оригинальная история повествует о лейтенанте Томасе Глане, который пытается постичь мир пантеизма, растворяясь в днях северного лета и природе. Это состояние включенности и вовлеченности в единство окружающего мира перекликается с неустойчивой, но полной гордыни историей любви к дочери местного торговца и промышленника. Параллельно с этим наблюдается развитие отношений с бедной женой кузнеца. Неспособность персонажей прийти к какому-либо пониманию друг друга и усмирить свою гордыню приводят к последствиям, наполненным трагизмом.
Место, выбранное для фильма, как уже стало традиционным для режиссера, не существует на карте нашей планеты. Это выдуманная страна, где «солнце никогда не уходит с неба», где «нигде ничего нет», где «дневной свет кричит в ухо».
Название «Мандрагора» выбрано явно не просто так. В одном из эпизодов фильма рассказывается история Джулианы. История зачатия заимствована из романа «Альрауне», вышедшего в 1916 году под авторством Ганса Гейнца Эверса. Именно в этом романе героиня получила жизнь при тех же обстоятельствах, а само ее имя напрямую связано с мифологическими существами. В мифологии и фольклоре европейских народов Альрауны духи низшего порядка, миниатюрные существа, живущие в корнях мандрагоры. Их очертания напоминают человеческие фигурки.
Кроме того, невольно вспоминается произведение Проспера Мериме «Венера Илльская». Та же самая статуя, упавшая на ногу и кольцо на пальце.
Подводя итог, можно с полной уверенностью утверждать, что «Сумерки ледяных нимф» - это весьма необычное кино, воспринимающееся на субъективном уровне. Сказка здесь переплетаются с былью, а фантазии с реальностью.