Разгильдяй против милитаризма или худшая режиссёрская работа комедийного жанра от Ришара
Несмотря на относительно успешный фильм «Рассеянный», где Ришар тоже выступил в роли триединого творца – режиссера, сценариста и исполнителя главной роли, - думаю, именно после этой «комедии» у него начали появляться смутные подозрения, что режиссура – это не его призвание. Поэтому, хотя позже он вновь занимался постановками, следующие годы он учится нелегкому искусству «подать рассказ» у таких режиссеров, как Ф. Вебер и К. Зиди.
Бывает такое: смотришь комедию, а тебе не смешно ни разу,...
Читать полностью
Несмотря на относительно успешный фильм «Рассеянный», где Ришар тоже выступил в роли триединого творца – режиссера, сценариста и исполнителя главной роли, - думаю, именно после этой «комедии» у него начали появляться смутные подозрения, что режиссура – это не его призвание. Поэтому, хотя позже он вновь занимался постановками, следующие годы он учится нелегкому искусству «подать рассказ» у таких режиссеров, как Ф. Вебер и К. Зиди.
Бывает такое: смотришь комедию, а тебе не смешно ни разу, но ты сам не понимаешь почему. С картиной «Я ничего не знаю» всё кристально ясно. С первых же кадров не вызывает особенной теплоты (редкость для ролей Ришара!) сам главный герой, типичный лоботряс и капризный «золотой мальчик» живущий в семье миллионера отца. Забавно, но, если в «Рассеянном» Бертран Блие играл роль «внебрачного папы» героя Пьера Ришара, то тут он выступает, как официальный отец. Но это и всё, что есть забавного в этой комедии, хотя пара эпизодов запоминается (скорее из-за идиотизма в «галустяновском» духе, чем из-за реальной комичности ситуаций). Так, я запомнил, что из Ришара болтушки-медсестры выкачали всю кровь, впечатлила и фраза про «499 украденных с завода танков!». На самых первых минутах великолепен Бертран Блие, разговаривающий по двум телефонам одновременно с Садатом и Моше Даяном и тупо «разводящий» их на покупку вооружений.
Почему же «Рассеянный» (по сути, фильм в том же стиле цирковой буффонады) все же является комедией, а «Я ничего не знаю» больше смахивает на кино, тайком снятое двоечником про собственные кривляния? Да потому что сама заявленная тема (борьба с милитаризмом и прочей социальной несправедливостью) подана не в виде острой сатиры, а «раскрыта» при помощи привычных нам «бытовых» ришаровских приколов: вот его швыряют через стол, вот он как-то странно гримасничая, воспитывает «трудных подростков», вот он жонглирует апельсинами или чашками, вот падает с лестницы. Позвольте, причем тут борьба с милитаризмом?
Фильм вообще чудовищно алогичен. Бывают очень хорошие комедии, построенные именно на непоследовательности и даже абсурдности происходящего, но тут совершенно другой случай. Например, герой влюбляется в медсестру – вероятно, эта любовь должна в нем что-то изменить, к чему-то подвигнуть? Нет, медсестричка понадобилась гениальному режиссеру Ришару лишь для того, чтоб он высказал ей собственные мысли, – которые высказывал уже раз сто. Что характерно, через некоторое время эта «любовь» вообще забывается, словно её и не было, в последних минутах мы видим ту же медсестру танцующей под обстрелом с подругой, а не целующейся с Ришаром. Герой остается таким же разгильдяем. Как и в начале фильма, даже когда взрывает папин военный завод (дающий его семье средства к существованию) – ни работать он не устраивается, даже не «начинает сердиться».
Особенно портят фильм с блеском переведенные советскими переводчиками диалоги в духе будущего «Камеди клаб» - «это орально? – нет, это реально! Это не безбожно? – это возможно!». Такая вот борьба против милитаризма достаёт зрителя на протяжении всей кинокартины, которую сложно назвать комедией. А на экране продолжаются нелепицы: герой Ришара, считающий, что занимается общественно-полезным делом, пытаясь перевоспитать воров, зачем-то устраивает их на военный завод, откуда те крадут 499 новейших танков и продают их прямо на «блошином рынке» (парижской барахолке). Узнав об этом, строгий отец не гневается, он заявляет о краже в… полицейский участок! И бред продолжается до самого финала.
Ужасный фильм, сплошные немотивированные сюжетные ходы, идиотские репризы, опошляющие саму тему борьбы с войной (к тому же, часто повторяющиеся), полное отсутствие актерской игры. Так что мой вам совет: если, по ошибке, вы все же начали смотреть это кино, выключайте его сразу же после разговора героя Бертана Блие с Садатом и Моше Даяном. Больше ничего оригинального в фильме не будет. Ну, а решитесь смотреть целиком – покурите веселящей травы, чтоб хоть было смешно «само по себе».