«Нет высшего наслаждения для интеллигентного человека, чем уничтожить шедевр мирового искусства!»
Кстати, и вы зрители, были близки к этому «наслаждению», если позволили себе забыть этот шедевр советского кинематографа. Тем самым - едва не убив о нем память.
Но последнее время число тех, кто смотрит фильмы из «золотого фонда кинематографа СССР» неуклонно увеличивается. Значит, наши зрители все же не похожи на атамана Лагутина (очень авантажная, «антуражная» роль И. Кваши). Хотя, почему это именно с этого актера я начал? Табаков и Миронов – вот кто. Помимо режиссера. Сценария и...
Читать полностью
Кстати, и вы зрители, были близки к этому «наслаждению», если позволили себе забыть этот шедевр советского кинематографа. Тем самым - едва не убив о нем память.
Но последнее время число тех, кто смотрит фильмы из «золотого фонда кинематографа СССР» неуклонно увеличивается. Значит, наши зрители все же не похожи на атамана Лагутина (очень авантажная, «антуражная» роль И. Кваши). Хотя, почему это именно с этого актера я начал? Табаков и Миронов – вот кто. Помимо режиссера. Сценария и музыки, «делают» этот фильм.
Об Андрее Миронове («Маркиз») в этом фильме писали уже очень много. Всегда восторженно. Поэтому я только поддержу эти восторги. Хотя, раз уж я вынес в заголовок одну из крылатых цитат из фильма, то нельзя не вспомнить и «я в женщин не стреляю!» мироновского Маркиза.
Андрей Миронов и Олег Табаков.
Странно, что обоим актером куда чаще в их карьере доставались роли веселые, ну или с налетом ироничности, как табаковский Вальтер Шелленберг в «Мгновениях». Вот как не роюсь в памяти, а сходу, кроме потрясающе сыгранного в фильме Митты «Гори, гори, моя звезда!» режиссера-нонконформиста Володи Искремаса, не могу вспомнить у Табакова еще одной, столь же драматической роли! Но даже на фоне «страдающего за Жанну д’Арк» Искремаса, Макар Овчинников – более цельный трагический образ. Каким-то образом, когда-то, этого молодого мечтателя занесло в уголовный розыск (и почему я во всех отрицательных рецензиях читаю, что Макар – чекист?), а работа в уголовке к мечтам не предрасполагает. И Табаков потрясающе сильно показывает – особенно на фоне блистательного, мечтающего о вышнем, Маркиза-Миронова, – что человек на такой службе не только закаляется, но и «черствеет». И вот уже сам Макар «сбивает буржуазный романтизм» с мальчика Кеши во время их короткого путешествия: «здесь мы построим чудесные замки и висячие мосты!», говорит Кеша (Виктор Галкин). – «Нет, – возражает ему Макар, – сперва мы построим дымящие заводы, чтоб делать аэропланы!». Можно понять тех, кто готов умереть за волшебные дворцы, но уважать начинаешь того, кто готов погибнуть ради «чадящих заводов».
Но, если отбросить революционную риторику картины (был неприятно поражен кучей негативных отзывов на «Имхонете», что фильм – сплошная пропаганда большевизма, все как один пишут!), именно это и есть основная мысль фильма – ради чего стоит жить и умирать, ради Красоты и веселья (Маркиз) или ради того, что понадобиться твоей стране (Макар Овчинников). И их спор не решается к финалу картины. Видимо, его нужно продолжать и нам, и всем зрителям. Ведь, герой Табакова, странным образом, схож с атаманом Лагутиным, – он спасает шедевры Мещерских, чтобы впоследствии фактически «уничтожить» же – продать какому-нибудь американскому Юлиусу Хаммеру за станки, более важные для достояния Республики. Так что фильм – вовсе не такая уж откровенная пропаганда большевизма, любители булок с «Имхонета»! У Маркиза своя правда, и, если бы герой Миронова выжил, он так же отчаянно «скрестил бы шпаги» с республиканским правительством за шедевры Мещерских.
Так что эти два титана нашего кино – О. Табаков и А. Миронов, – не только «тянут» своим пылом и мастерством фильм, но и делают его более многогранным!
И нельзя не назвать еще одного актера, более привычного нам в комических амплуа, – зато как страшен и отвратителен в этом фильме «Тараканов» Спартака Мишулина!
Впрочем, о том, какими возможностями располагал в этом плане наш кинематограф и как щедро ими разбрасывался, говорит и появление Евстигнеева лишь на 3-4 минуты экранного времени, и знаменитая Ольга Жизнева, мелькнувшая в роли вдовы Мещерского, да и «царский сыщик» в исполнении Толубеева, проведший на экране не много времени, оставил запомнившийся образ.
Блестящий подбор актеров, великолепная музыка, чудесные, надолго ставшие хитами песни о Петербурге и о шпаге (кстати, «Кто на новенького» была написана Ю. Энтиным за двое суток!), великолепные натурные съемки в районе древнейшего Кирилло-Белозерского монастыря… двумя словами – СМОТРЕТЬ ВСЕМ!
Нынешнему поколению непонятно за что умирали люди, за какую идею, ради чего шли на смерть.
Сама идея была хороша, всеобщее равенство и братство, но просто попала она в руки кровавых убийц и палачей.
Крестьяне так и не получили землю, а были загнаны в колхозы без права иметь паспорт до 1974 года... В общем проект СССР хоть и любопытный, но слишком дорого обошёлся в переводе на человеческие жизни и свободы.