Жил и умер так, что и Жаклин Биссет не удержать, и Аве Гарднер - не воскресить!
Джону Хьюстону при огромной помощи прежде всего
Пола Ньюмана, а затем уже и остальных актеров, удалось создать в
«Жизни и временах судьи Бина» не только пародию на крутой вестерн, не только чисто «американскую историю» о том. кто и как «покорял Запад хватило такта индейцев не показать, - но и очень красивую и мудрую притчу.
Притчу о Законе. О Человеке, беззащитном перед законом и людях, до какой-то степени, защищенных им. И о «Произволе Закона». О скользком вползании демократической...
Читать полностью
Джону Хьюстону при огромной помощи прежде всего Пола Ньюмана, а затем уже и остальных актеров, удалось создать в «Жизни и временах судьи Бина» не только пародию на крутой вестерн, не только чисто «американскую историю» о том. кто и как «покорял Запад хватило такта индейцев не показать, - но и очень красивую и мудрую притчу. Притчу о Законе. О Человеке, беззащитном перед законом и людях, до какой-то степени, защищенных им. И о «Произволе Закона». О скользком вползании демократической юриспруденции в простой и ясный, пусть и жестокий мир.
Многие считают «Жизнь и времена судьи Роя Бина» - только пародией на вестерн. Это ни в коем случае не так! Элементов пародии точнее, едкой насмешки, в фильме полно, но не только над вестерном. Надо сказать, Джон Хьюстон неслабо издевается над всеми традициями Голливуда: например, в титрах полно известных актеров (Ава Гарднер, Жаклин Биссет, Энтони Перкинс, Стейси Кич) но все они появляются на экране ненадолго, магнетически притягивая к себе наше внимание чего стоит хотя бы бродячий проповедник Лассаль Перкинса в начале фильма, вложивший в голову простоватого героя Ньюмана множество основных идей, которыми тот, извратив под своё понимание, впоследствии и пользовался на благо своей власти! Персонаж Перкинса появляется, заставляет Роя Бина «хоронить своих мертвецов», приводит ему «ангела», будущую жену Марию-Елену, и исчезает через пару минут со словами «больше я его не видел, так как умер от малярии год спустя, надеюсь, его тоже повесили!».
Но Рой Бин, этот простак и «лох» в полном смысле слова вспомним стартовую сцену, когда он расхвастался своим нелепым ограблением среди матерых бандитов и сцену, когда его «кидают» перед концертом его божества Лили Лангтри (Ава Гарднер) какие-то простейшие жулики, - продолжает прочно удерживать власть. Достаточно долго для того. Чтоб вокруг его салуна вырос городок: ведь людям не надо от «Закона» (в котором большинство все равно ничего не понимает) многого только уверенности в завтрашнем дне и Защиты. И тогда они сами построят свою жизнь фильм, в том числе, и об этом.
Хорошо в картине играют все, но Ньюман просто бесподобен. Во «Временах судьи Бина» он полностью доказывает своё мастерство, то, что он способен не только быть «актером лицом» и подавать реплики. Еще одна насмешка Хьюстона над многими традициями главный герой фильма сохраняет лицо неподвижным на протяжении всей картины, но как о многом говорят, к примеру, его опущенные плечи и безнадежно вывернутые кисти опущенных рук (когда он осознает смерть жены), бОльшую часть картины он молчит, ограничиваясь приказами «повесить», а самый длинный диалог происходит не с любимой, не с другом, а с ручным медведем.
«Жизнь и времена судьи Бина» - фильм об одиночестве человека и о его бессилии «придержать время».
Это один из лучших фильмов на подобную тематику как среди вестернов, так среди острых политических лент. Рекомендую всем, кто не помешан исключительно на классических вестернах перестрелок (за исключением финальной «проходки» которую проще назвать разгромом) в «Жизни и временах судьбы Роя Бина» куда меньше, чем повешений или шлюх. А центральная по традиции вестерна, - перестрелка со «Злодеем Бобом» может и вовсе отпугнуть от фильма любителей жанра: чересчур гипертрофированно абсурден «Злой Боб» (уважительно к его злодеяниям загримированный Стейси Кич), чересчур прост и циничен Рой Бин. На «дуэль века в кинематографе» сцена явно не потянет. Но, по мне, тем эта сцена и хороша! Почти так же, как эпизод, когда Ньюман изгоняет пинками появившегося на экране режиссера самого Джона Хьюстона! в его образе дикаря с гор.
В заключение несколько слов не о шлюхах впрочем актрисы сыграли их хорошо, показав, как коллектив любых созданий может победить любого одиночку, - а о Дамах. Неизвестно, подбирал ли Джон Хьюстон 28-ми летнюю актрису под 22-х летнюю дебютантку, или наоборот, искал актрису помоложе, похожую на более старшую и известную, но сделано мастерски, каков режиссер и его гримеры! До сих пор помню, когда мы с друзьями при первом просмотре увидели дочь судьи Бина, Розу, мы заорали: «это та же самая актриса ли нет?!». Но это оказалась, как мы вскоре поняли, это была не 22-х летняя Виктория Принсипал, открывшая «Роем Бином» себе дорогу в звезды «Далласа», а великолепная Жаклин Биссет! Её Роза тоже недолго задержится на экране, но она истинная дочь своей матери и судьи. У неё есть шикарная сцена когда, привычная к пальбе по мишеням, она впервые убивает человека. Так и у её «матери» - молодой Принсипал больше всего запоминается (помимо сцены смерти это заслуга и гримеров) борьба с отдачей винчестера при охоте на самого Роя Бина.
Запишем Принсипал в список звезд, которых сперва открыл талантливый режиссер, а затем сгубили сериалы, вряд ли она хоть раз появится еще в серьезном фильме, разве к старости, - и воздадим должное Аве Гарднер. Уже больная актриса, пусть её образ в виде портрета в кабинете судьи и преследует нас весь фильм, покажется во плоти буквально на 5 последних минут картины. Хьюстон выплатил её за эпизод 50 тысяч но она отыграла каждый цент, доплачивать надо. Хоть похвалами: изначальная заинтересованность очередным оригинальным поклонником довольно быстро переходит у героини Гарднер в понимание: а ведь этот человек был так же одинок среди своих приспешников, как и она, «звезда сцены», среди своих прихлебателей. И мы видим в мудрых глазах актрисы понимание и уважение.
«Жизнь и времена судьи Бина» - чудесный фильм, смотреть всем. Только не настраиваться на «просто легкий вестерн», и не отвергать с ходу философию Хьюстона и Ньюмана.