«Когда английской королеве скучно, Америка может подождать!»
Непонятно, как и когда наш кинематограф растерял все то величие, с которым ранее он мог превращать классику мировой драматургии в неувядающую киноклассику. Ярчайший пример пропавшего величия - этот телефильм, особенно, на фоне "исторических" сериалов последних лет.
«Стакан воды» Э. Скриба в особенности был мил нашим постановщикам, даже первая, чёрно-белая, экранизация этой пьесы (с Т. Еремеевой в роли королевы Анны и Еленой Глаголевой в роли Сары Мальборо) стала значительным событием в...
Читать полностью
Непонятно, как и когда наш кинематограф растерял все то величие, с которым ранее он мог превращать классику мировой драматургии в неувядающую киноклассику. Ярчайший пример пропавшего величия - этот телефильм, особенно, на фоне "исторических" сериалов последних лет.
«Стакан воды» Э. Скриба в особенности был мил нашим постановщикам, даже первая, чёрно-белая, экранизация этой пьесы (с Т. Еремеевой в роли королевы Анны и Еленой Глаголевой в роли Сары Мальборо) стала значительным событием в мире кино. Видимо, в нашей стране, как особенно пострадавшей от политики Англии (вспомним знаменитое «англичанка гадит!»), зрителю всегда было посмотреть на мелочные интриги Лондонского королевского двора. К слову, главный герой пьесы Скриба. Виконт Сент-Джон Боллинброк и сам был неплохим и весьма остроумным писателем, так что всем, кого заинтересуют мощнейший образ придворного интригана и, одновременно, политика мирового значения, так мастерски поданный зрителям К. Лавровым (в картине 1957 года эту роль исполняет, увы, забытый уже актер Евгений Велихов), можно посоветовать поискать в сети его реальные мемуары. Они написаны не менее живым языком чем художественная пьеса французского драматурга. Разве не интересно сравнить – а так ли все было?
Ведь пьеса Скриба - а, следовательно и картина режиссера и сценариста Юлия Карасика, - основана на действительно имевших быть место событиях, связанных с крушением карьеры всесильных английских временщиков – герцога Мальборо (того самого, что «Мальбрук в поход собрался») и его жены. Особенно актуально может «зазвучать» сюжет этой картины сейчас в России – муж высасывает из казны деньги «на войну», жена (или другой родственник), разоряет государство изнутри. Прямо аллегория на «девяностые» годы, не так ли?
Вместе с тем, в этом потрясающем двухсерийном фильме есть ряд неточностей, которые сглаживаются феноменальной игрой всех пятерых актеров, исполняющих главные роли, но прежде всего – невероятным (для сегодняшнего кино РФ) по артистическому мастерству дуэту Лаврова (Боллигброк) и Аллы Демидовой (герцогиня С. Мальборо). Они создают такие яркие, живые и объемные образы своих героев, что самому придирчивому историку становиться наплевать, что, на самом-то деле, Сара Мальборо-Дженнингс была даже чуть старше персонажа Демидовой, а вот виконт Сент-Джон был всего-навсего молодым (30-ти летним), рвущимся к власти политиком. Впрочем, Кирилл Лавров в этом фильме (не иначе, как устав играть Ленина) играет как-то удивительно «молодо». А вот другое отклонение от фактов – на самом деле прелестной Абигайль было 35 лет, то есть она выходила замуж в очень зрелом, по понятиям того времени, возрасте – наоборот, только усиливает очарование телефильма: молодая героиня Светланы Смирновой очень удачно оттеняет своей юной наивностью «битву политических монстров»: Боллигброка, маркиза де Торси (великолепная роль великого и многостороннего актера Игоря Дмитриева) и Сары Мальборо. И как бы вне всей этой «суеты» - замечательная игра Н. Белохвостиковой, прекрасно показавшей нам образ апатичной и безвольной властительницы. Очень показательны – хотя опять же, «не историчны», - две реплики королевы Анны в её исполнении, как бы обрамляющие фильм: о битве под Нарвой («ох, бедный король Питер!») и о Полтаве («ах, бедный король Карл!»). А ведь действие фильма происходит в 1713 году – но эти безразличные репризы очень показательны.
Одним словом, фильм – классика. Всем, кого уже тошнит от сериальных «Завещаний Петра» и прочих недавних «Молодых Екатерин», очень рекомендую – для повышения настроения. Впрочем, это фильм надо смотреть всем – и тем, кому интересна история и тем, кто хочет просто насладиться блистательной игрой великих актеров!
Произведение 1957 года просто умиляет своей лёгкостью и красотой.
Итак, Утрехтский мир заключен в 1713.
Анне, рожденной в 1665, на тот момент было уже 48 лет. При этом она за 5 лет до этого тяжело переживала кончину своего мужа, от которого, кстати, она была 17 (!) раз беременна.
Умерла королева в 1714 от застарелой подагры, но уже с января 1713 не могла ходить.
А автор пьесы тут нас убеждает, что она, будучи тяжело больна, погружалась в любовный омут. Да, а как же...
И еще. Герцогиня Мальборо была подругой королевы, но к 1704 году у них отношения разладились. И в 1710 виделись они в последний раз.
Кстати, именно герцогиня Мальборо помогла устроиться своей двоюродной племяннице Абигейл постельничей к Анне, которая тогда была еще всего лишь принцессой, т. е. до 1702 года. Анна сблизилась с Абигейл в 1707 году, уже после того, как та тайно обвенчалась с Мэшемом.
Вот так перевирается история. И чем талантливее изложение, а "Стакан воды" считаю советским киношедевром, тем больше мы склонны ему верить.