Мыслить как преступник.
Галлюциногенный фильм «Элемент преступления» – это первый полнометражный фильм Ларса фон Триера, датского режиссёра. К этому своему фильму он сам написал сценарий и сыграл одну из ролей. Данный фильм является первым фильмом из трилогии «Е»: «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа». У этих картин нет общего сюжета и одинакового стиля, но есть общая тема: показывается Европа, охваченная тяжёлым бедствием, а герой со своим прошлым пытается разобраться.
Сюжет этого фильма банальный,...
Читать полностью
Галлюциногенный фильм «Элемент преступления» – это первый полнометражный фильм Ларса фон Триера, датского режиссёра. К этому своему фильму он сам написал сценарий и сыграл одну из ролей. Данный фильм является первым фильмом из трилогии «Е»: «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа». У этих картин нет общего сюжета и одинакового стиля, но есть общая тема: показывается Европа, охваченная тяжёлым бедствием, а герой со своим прошлым пытается разобраться.
Сюжет этого фильма банальный, стандартный для детектива. Эта детективная история рассказывается британским следователем Фишером, его играет Майкл Элфик, который пытаясь умственное равновесие восстановить, проходит психическую реабилитацию. Фишер подвергается гипнозу, и, находясь под гипнозом, он воссоздаёт картину прошедших дней. Пытаясь существующие в воспоминаниях пробелы восполнить, он постепенно рассказывает историю потери своего разума.
Происходит в Европе серия убийств девочек, которые продают лотерейные билеты. Из Каира для расследования происходящих преступлений прибывает детектив Фишер.
Он приходит к криминалисту Осборну, которого создаёт на экране Эсмонд Найт, давно сочинившего свою книгу «Элемент преступления» с описанием особого способа для расследования преступлений. Этот способ состоит в том, что надо себя поставить на место маньяка, в данном случае Генри Грея, полностью себя позиционировать с ним, думать и себя вести как убийца, и это поможет понять, почему убийца совершает преступления. Но в итоге Фишер настолько вживается в убийцу, что перестаёт различать себя и Гарри, не в состоянии понять, где он сам заканчивается и начинается маньяк. Он полностью растворяется в личности убийцы и становится им.
Таким образом, Триер показывает, что преступный элемент не является каким-то конкретным человеком, а это то, что есть в любом человеке. У всех людей существует предрасположенность к злу, и если это зло вырывается наружу, то может человеком овладеть, начать действовать на него как наваждение и вызывать навязчивое желание совершать преступления.
Ларс фон Триер, который однажды назвал сам себя самым лучшим в мире режиссёром, фигура в европейском и мировом кинематографе неоднозначная. Сейчас он признанный режиссёр, но многие работ его не понимают, а из понимающих одни приходят от его картин в ярость, другие в восторг, а фильмы его называют шедеврами. Но всё же многие считают этого неискоренимого пессимиста, подозреваемого в расизме, в человеконенавистничестве, даже в психическом расстройстве, создателем самого провокационного и авангардного направления в кино.
Уже в этом первом своём фильме он экспериментирует, пытается сразу же уникальное своё киномышление продемонстрировать. Но его криминальному детективу, кошмарно сюрреалистичному неонуару не хватает логической завершённости и осмысленности. А в целом при просмотре фильма создаётся впечатление, что режиссёр отчаянно стремится к персоне своей привлечь внимание. Для этого он вставляет в картину абсолютно ненужные сцены, такие, как, например, секс на капоте машины, и именно для этого он экспериментирует с цветом. Не знаю, как кого, но чёрно-оранжевая сюрреалистичная картинка, сменяющаяся кроваво-красной, в которой толком трудно что-то разобрать, меня сильно утомляла, вызывала из-за пристального всматривания в экран резь в глазах и слезотечение, а это приводило к раздражению и к желанию выключить компьютер. И при просмотре вроде бы всё понятно: Фишер путешествует по воспоминаниям своим, где-то искажённым, где-то исчезнувшим, но следить было очень тяжело за хаотичным развитием сюжета.
Так что фильм, претендуя на оригинальность в невиданной игре с цветом, получился слабым и мутным, с сильно давящей на мозги мрачной, депрессивной, угнетающей атмосферой города, где нет смены времён года, и царит всегда ночь.
Досмотреть до конца эту картину не все смогут, как и на фестивальном показе это произошло, многие зрители покидали зал, не дожидаясь финала.
Он слишком мрачный и запутанный. Такое чувство, что зрителей пустили напрямую побродить по воспалённому мозгу психопата. Мне кажется, что это ещё тот период творчества режиссёра, когда он шлифовал свой талант: выходило не всегда для людей, уж очень авторскими были его работы, понятные через раз и не всем.
Загадка (расследование) прописана такими прерывистыми линиями, что отгадать (раскрыть) саму идею не представляется возможным. В этом есть больше минусов, чем плюсов.