Если бы Юнгвальд-Хилькевич не был таким «приколистом»…
Поскольку я лично считаю
«Узника замка Иф», несмотря на все «фирменные приколы» от
Юнгвальда-Хилькевича (к счастью, маститый режиссер все же понимал, что история Монте-Кристо не так весела, как «Мушкетеры», и, не иначе как усилием воли, ограничил себя в своих «подколах Дюма»), одной из самых лучшей если не действительно самой лучшей, - экранизацией романа «Граф Монте-Кристо», то начну с недостатков сериала. Благо все они заключаются или в незначительных мелочах. Или в актерах второго плана.
...
Читать полностью
Поскольку я лично считаю «Узника замка Иф», несмотря на все «фирменные приколы» от Юнгвальда-Хилькевича (к счастью, маститый режиссер все же понимал, что история Монте-Кристо не так весела, как «Мушкетеры», и, не иначе как усилием воли, ограничил себя в своих «подколах Дюма»), одной из самых лучшей если не действительно самой лучшей, - экранизацией романа «Граф Монте-Кристо», то начну с недостатков сериала. Благо все они заключаются или в незначительных мелочах. Или в актерах второго плана.
Грустнее всего мне было видеть, что Юнгвальд-Хилькевич так и не дал бежавшему из тюрьмы узнику нормально постричься. Нет, лохмы Авилову сбрили, но то, что оставили да не пустили бы в театр с такой прической в Париже наверное, взятки раздавал. Всё же, граф Монте-Кристо обязан быть загадочным, но светским человеком, и у Авилова получилось бы отыграть роль на 12 из 10, если бы не «причесон» в стиле «я метал копны в стога». Больше к исполняющему главную роль артисту претензий нет.
В свое время меня неприятно поразила замена слуги-нубийца Али на китайца (корейца?) Масу, :) то есть, простите, конечно же, Ли (сплагиаченный с этого персонажа спутник Фандорина тогда еще и не родился) в исполнении Вячеслава Цоя, но пересмотрев сериал недавно, я вздохнул с облегчением. Георгий Хилькевич словно предугадал те времена, когда кинематограф будет заполонён африканскими рожами (в одной из западных экранизаций «Монте-Кристо» даже Гайде сделали чернокожей!), и, сегодня, немой слуга-кореец, да еще в исполнении мастера восточных единоборств, смотрится «в свите» загадочного графа из "Узника замка Иф" очень органично.
Самый ужас «Узника замка Иф» это все же привычка Юнгвальда-Хилькевича выстебывать (извините уж за грубое слово, но оно адекватно отражает происходящее) экранизируемые романы. Ну зачем он перетащил из «Мушкетеров» «Ля Шёне-е!» - какой из Юрия Дубровина Батистен!? Такого управляющего настоящий граф Монте-Кристо, если бы и взял на службу, то через день отравил бы за напыщенность и привычку орать дурным голосом (что любившему тишину Эдмону Дантесу было бы особенно неприятно). А издевательство над Луиджи Вампой? В романе, напомню, это красавец, харизматичнейший лидер. А нам показали бритого налысо Евгения Платохина. Когда у «благородного разбойника» такая рожа, в его благородство веришь мало и сюрреалистические сцены пыток Данглара кажутся порождением больного мозга Монте-Кристо (это когда Вампа объединяется с Эжени Данглар к слову, за исключением этого бредового момента, отличная актерская работа Яны Поплавской из «про Красную Шапочку»). Ну ничего, надеюсь, итальянская мафия не простила режиссеру такого унижения.
Ну а насчет «бреда» - Юнгвальд-Хильквич (не обидевший себя самого, и вполне пристойно появившись в сериале в роли достойного, пусть и продажного полицейского чиновника Артаньяка) буквально спас «Узника Замка Иф» одной мощной, даже, не побоюсь слова, гениальной сценой. Когда в финале Авилов с превосходно сыгравшей Гайде Нодирой Мирзаевой уплывают на своем корабле, нам мельком показывают всех злодеев ожившими если это и замышлялось, как намек на то, что Монте-Кристо только помог Моррелю, а о мести просто.. помечтал, и отказался, то это гениальная находка!
Плюсов в фильме много, от Мерседес в молодости, до Вильфора (Арнис Лицитис) с Морсером (отлично «попал» в образ антагониста Боярский, одна из последних, увы, отличных его ролей!) и придуманным «Артаньяком» - в самом деле, у Дюма в тексте этого нет, но как иначе Монте-Кристо мог бы противостоять расследованию Вильфора? Данглар был бы всем хорош, если бы Хилькевич не приказывал Алексею Жаркову вопить, словно пятки ему прижигают, а не советы по биржевой игре дают. Все дамы от героини Самохиной (кстати, как и плагается бывшей рыбачке, менее всего похожей на светскую парижанку) стильны и красивы. Даже отравительница де Вильфор. Хотя отсутсвия линии Валентина-Нуартье жаль.
Ну и великолепен Петренко в роли Фариа, даже жаль, что мало показали «процесс обучения» им Дантеса. Понравился мне и Бенедетто от Игоря Скляра, хоть его историю и переврали жалко зарезанного Бертуччо (Виктор Стеклов), хотя он своими криками порой раздражал, солидные актеры умеют подать «надрыв» без вопля. Но убивать за это прямо на экране?
Словом, сериал «Узник замка Иф» - для того, чтоб смотреть и радоваться успехам наших артистов икое-где посмеиваться над «приколами» Юнгвальда-Хилькевича. ИМХО, несмотря на все недостатки и «вольности» лучшая экранизация «Графа Монте-Кристо».
Рекомендую! Но по баллу за режиссерские приколы и не слишком удачных актеров второго плана все же снимаю.
Граждане придирчивые зрители, согласен, бывает крайне неприятно видеть в экранизации купированную и "доработанную" классику. Особенно, если она знакома и любима.
Но есть исключения, когда талант режиссёра и труппы создают нечто новое в канве классического сюжета. Пример: "Дни Турбиных" Басова. Для знающих и чтящих Булгакова его версия может показаться кощунством. Если же отрешиться, то увидим прекрасный результат ТРАКТОВКИ "Белой гвардии", ибо смысл, дух, атмосфера переданы совершенно. Равно, как и в "Беге" Алова и Наумова. Можно бы добавить "Мой друг Иван Лапшин", "Дорогой мой человек", "Живые и мёртвые" и т.д. и т.д. НИ ОДНА экранизация не является клоном книги.
Аналогично с "Монте-Кристо". Главное здесь не дословное и постраничное переложение на экран, а СУТЬ. А именно она показана, как нигде лучше. Да, Депардье, Мути и пр. хороши. Но нет ощущения выжженного опустошения и неотвратимости, как у парового пресса.
Авилов же с его бешеными глазищами и минимальной ажитацией показал именно такое. Кстати, у западников не видел никого подобного, у нас же были минимум двое,- Дворжецкий (Владислав) и Авилов. Взгляд, словно гвоздь.
Думается, не всегда стоит вставать на дыбы от несовпадений с книжным прототипом. Некоторые вещи просто НЕВОЗМОЖНО перевести в кадр.
Посему, может быть, просто смотреть, радоваться и гордиться, что снято у нас?
Есть, разумеется, шероховатости, но на общем фоне, как говорят в математике,- "исчезающе малая величина, можно пренебречь".
10/10.
Р.S. Стеклов лишний. Не было ни одной роли, где бы не орал истерически и всегда ненатурально.
Р.Р.S. А Градскому лучше только петь, ну, музыка, возможно... Увы, но тексты почти все... как бы это помягче... огорчают слух.
Актерский состав в кино меня очень порадовал. Замечательная актриса Самохина отменно сыграла роль Мерседес. Ей очень шел наряд того времени. Поэтому смотрится фильм на одном дыхание. Я не видела ранее других экранизаций этого сюжета. Поэтому скажу, что данный вариант получилась отлично, лично для меня.