ПРОТИВ ВРЕМЕНЩИКА или ЗА ПЯТЬ ЛЕТ ДО Д’АРТАНЬЯНА…
Может быть, оттого, что это один из первых «рыцарских боевиков», просмотренных мной в детстве на широком экране, или потому, что я люблю создавшего роман о де Капестане и сагу о роде Пардальянов Мишеля Зевако и в чем-то ставлю его даже выше Дюма, я до сих пор считаю этот фильм Юнебеля с Марэ одним из лучших о начале XVII столетия.
Дело в картине происходит еще до знаменитого прибытия д’Артаньяна в Париж, в историческом и в какой-то мере переломном для истории Франции 1616 году. Еще...
Читать полностью
Может быть, оттого, что это один из первых «рыцарских боевиков», просмотренных мной в детстве на широком экране, или потому, что я люблю создавшего роман о де Капестане и сагу о роде Пардальянов Мишеля Зевако и в чем-то ставлю его даже выше Дюма, я до сих пор считаю этот фильм Юнебеля с Марэ одним из лучших о начале XVII столетия.
Дело в картине происходит еще до знаменитого прибытия д’Артаньяна в Париж, в историческом и в какой-то мере переломном для истории Франции 1616 году. Еще мало кому известен Ришелье, епископ Люсона, пробивающийся в советники к королеве-матери Марии Медичи (хотя, судя по Дюма, де Тревиль уже ходит где-то в заместителях у Витри, капитана охраны юного Людовика XIII в то время). Всем заправляет всесильный Кончини, министр и маршал, ни разу не бывший на поле боя. Ему без особой энергии помогает ленивая любовница – мать юного короля и вдова Генриха IV, Мария Медичи, но с огромным энтузиазмом – законная жена. Элеонора Галигаи, которую многие реально считали волшебницей. За что она потом так страшно и поплатилась, хотя была виновна менее мужа, но это уже не имеет отношения к истории бравого шевалье де Капестана. В насмешку прозванного Кончини «капитаном» в честь героя-пустозвона со шпагой итальянского театра марионеток, очень модного в те годы. Но герой Марэ принимает позорную кличку как орден. И начинает борьбу с временщиком.
Приятно, что герой Марэ не идеален: то есть на шпагах он победит хоть всю Францию, но действует он, поскольку прибыл из провинции и не в курсе столичных раскладов (так, он не подозревает, что высшая знать страны собирается короновать потомка Карла IX Валуа – Карла Ангулема) чаще глуповато, чем гениально. В чем ему помогает и подобранный им в слуги бродячий актер Коголин (Бурвиль), все время совершающий глупости. Хотя порой, при помощи влюбленной в него Джузеппы (прекрасная работа итальянской актрисы Пьеррет Бруно), слуга и выручает своего господина.
Характерно: актерская работа пары П. Бруно – Бурвиль спасает фильм не только по комической линии, для которой специально и придумали этих героев. Нет, мы видим настоящий флирт, живое развитие любви. Настоящую симпатичную девочку, наконец! Потому что, увы. Как и в остальных фильмах с Марэ дамы красивы, но тусклы (блещут они в фильмах с другими героями!). Даже дочь герцога Жизель (в исполнении великолепной Мартинелли) и шпионка Кончини Бофор (Анни Андерсон) не дотягивают до искрометной игры Пьеретты Бруно!
Самая приятная особенность фильма (лично для меня) – юный Людовик. Французы, как и наши в фильме Хилькевича постоянно, «подстёбывают» этого своего монарха, забывая, что на заре правления он был и решителен и смел и благороден. К сожалению, его очень мало в фильме, но финальную сцену молодой король (Кристиан Фуркад) не просто «вытягивает», а делает светлой и доброй. Нельзя не упомянуть Ги Делорма, с блеском давшего герою Марэ главного соперника.
Рекомендую фильм всем поклонникам Марэ. Но особенно – мушкетёрской темы. Интересно узнать, что случилось в Париже до начала «Трех мушкетеров»!