Лицо артиста Назарова при пятке актера Шакурова. Или почему все равно победил Амундсен.
При создании фильма порой казалось, что он вот-вот исчезнет, как та Земля Санникова (да, была такая, сейчас ученые доказали эту гипотезу Обручева – но, поскольку во льдах, а льды тают, то – банально «утонула»).
Основные сложности начались еще при подборе актеров. Надо пожалеть тогдашних мастеров «кастинга»: за роль Ильина «боролись» Джигарханян и Дворжецкий, для Игнатия вообще считали идеальным вариантом Евгения Леонова, на роль Губина – стремились Шакуров и И. Ледогоров, а, когда...
Читать полностью
При создании фильма порой казалось, что он вот-вот исчезнет, как та Земля Санникова (да, была такая, сейчас ученые доказали эту гипотезу Обручева – но, поскольку во льдах, а льды тают, то – банально «утонула»).
Основные сложности начались еще при подборе актеров. Надо пожалеть тогдашних мастеров «кастинга»: за роль Ильина «боролись» Джигарханян и Дворжецкий, для Игнатия вообще считали идеальным вариантом Евгения Леонова, на роль Губина – стремились Шакуров и И. Ледогоров, а, когда Шакурова утвердили, тот, снявшись в ряде значимых сцен, по неизвестным до сих пор причинам «ушел не один, но со скандалом». Тогда Губиным срочно «стал» Юрий Назаров. Но так как масса материала уже была отснята, мы до сих пор можем наблюдать (например, в сцене в заброшенном зимовье), как фактурная фигура Назарова начинает шаркать или топать колоритными ногами Шакурова. А кое-где, по-моему, видно и лицо этого актера.
Лишь одна роль не вызвала споров – в образе Крестовского все видели исключительно В. Высоцкого. Но тут песни Владимира Семеновича начали крутить «вражеские голоса», и тот был срочно заменен Далем.
Тем не менее, при всем уважении к перечисленным актерам, ВСЕ замены пошли фильму на пользу. Конечно, Леонов смог бы добиться бОльшей трагичности образа пьяненького Арсения, но зато мы узнали, что и Г. Вицин талантлив в драматических ролях. Было бы странно, если бы Джигарханян оказался Ильиным – ему больше (без всякого национализма говорю) подошла бы роль купца-спонсора экспедиции, Дворжецкий же отыграл вполне достойно. Ну и просто «в цвет» оказался выбор Даля в «Крестовские». Насколько можно понять по кинообразам Высоцкого, тот бы играл жестче («кроме льдин могут быть только льдины», «парня в льдины тяни!»), а гениальный Даль придал участникам группы исследователей какую-то мягкую человечность, ироничность, даже модную сейчас «открытость». Ни и еще из актеров нельзя не отметить сыгравшего шамана М. Эсамбаева (очень творческая озвучка Артёма Карапетяна).
Великолепные актеры!
Фильм любят все. Но его много и ругают. В основном – за сцены «полярного похода»: «какой-же дурак выходит в пургу без шапки!» или «как не перемерзли без постоянно поддерживаемого огня в жаровне!». Вся эта критика отчасти справедлива, но – не забываем – фильм о полярниках начала ХХ века!! Приблизительно в те же годы, в 1912-ом, 43-х летний британский офицер Р. Скотт, к примеру, пожалев собак (жаль будет их пристреливать), решил использовать для достижения Полюса лошадей (чем погубил и людей и лошадей). Словом, делал глупости похлеще, чем герои фильма на пути к Земле Санникова (отказался от противоцинготных витаминов). А победил Скотта, тупо замёрзшего с офицерами (рядовые этой экспедиции – действительно ли пропали без вести? ведь был такой недостаток в мясе…) Амундсен, который и ехал на собаках и кушал их.
Конечно, финальное «возвращение» героя заслуживает всей критики – налегке, без шапки, без еды, сотни километров… Тут я с критиками! Но, возможно, он отполз на положенный километр, а каюры привиделись ему в предсмертном бреду, как и их философия над телом?