Прозрение преподобного Маркуса Коттона
Мода на псевдодокументалистику – не новое явление в современном кинематографе. Можно вспомнить несколько ярких примеров, особенно запомнившихся: «Ведьма из Блэр», «Монстро», «Паранормальное явление». Как бы странно это не звучало, но подделка под документальные съёмки – своеобразный предшественник современного и дорогостоящего 3Д. Здесь тоже эффект присутствия, который достигается совсем другими методами. Дрожание и метание камеры, «непарадный» вид героев, пыхтение-сопение за кадром, плохое...
Читать полностью
Мода на псевдодокументалистику – не новое явление в современном кинематографе. Можно вспомнить несколько ярких примеров, особенно запомнившихся: «Ведьма из Блэр», «Монстро», «Паранормальное явление». Как бы странно это не звучало, но подделка под документальные съёмки – своеобразный предшественник современного и дорогостоящего 3Д. Здесь тоже эффект присутствия, который достигается совсем другими методами. Дрожание и метание камеры, «непарадный» вид героев, пыхтение-сопение за кадром, плохое качество картинки – всё это даёт нам возможность хотя бы на секунду поверить в реальность происходящего на экране. И ужаснуться. Нет, в самом деле, я что-то не помню ни одной псевдодокументальной мелодрамы или комедии, только ужасы, только триллеры…
И вот – «Последнее изгнание дьявола» режиссёра Даниэля Штамма, хроника реальных событий, по сюжету снятых на профессиональную камеру с применением штатива, что уже милосердно по отношению к зрителю. Картинка неплоха, стабильна и глаз не режет.
Сюжет фильма не сложен, но интересен: священник-клоун (не знаю какое слово ставить первым) Маркус Коттон не первый год всерьёз увлекается изгнанием демонов из бесноватых.
Тайна его успеха на этом поприще не столько в чудодейственных молитвах, сколько в бесчисленных трюках и киношных спецэффектах, которые оказывают волшебный психологический эффект на фанатичную паству. Собираясь на очередной сеанс экзорцизма, Коттон настолько наглеет, что приглашает с собой в качестве свидетелей своего шарлатанства съемочную группу, которая снимает о нем разоблачительный документальный фильм. Для Коттона предстоящий сеанс – очередное шоу с исцелением, он весел и уверен в себе. И тут – опа!
Впрочем, стоп. Жуликоватый священник в постановке немецкого режиссёра Штамма не вызывает заметного отвращения или ненависти. Так, легкую усмешку. К тому же элементы шоу в экзорцизме просто необходимы при условии, что беснующийся – обычный псих, которого достаточно разуверить в преследующих его болезненных фантазиях, и он излечится.
Таким образом, Маркус Коттон искренне желал добра своим пациентам и его даже нельзя упрекнуть в отсутствии веры, просто у него был свой взгляд на вещи. С самого начала фильма зрителя не покидает мысль о том, что этот весёлый падре скоро «хапнет горя» и поймет, что заблуждался в своём легкомыслии по отношению к дьяволу. И сам он станет живым олицетворением своих проповедей и докажет всем страждущим, что дьявол – есть.
Так и происходит. Очередная психическая девочка оказывается в лапах реального зла. И преподобный со всей своей бутафорией оказывается бессилен. Адские мп-3, дымящийся крест, верёвочки в рукавах – всё бессильно, а он искренне хочет ей помочь. В фильме есть несколько действительно страшных моментов, особенно когда жутко девочку «ломает» как героинового наркомана. В темноте и одному лучше не смотреть.
Несколько неожиданный финал у повествования. Выясняется вдруг, что девочку сознательно (да-да, сознательно!) посвятили дьяволу её ближние, как в старом «Ребёнке Розмари». А героический священник в последние минуты (скорее всего) своей жизни, вдруг обретает недюжинную веру в победу добра над злом и героически (без всякой иронии) спешит на встречу с дьяволом с пластмассовым «дымящимся» крестом в руках.
Вот такая история, посмотреть её вполне стоит. Просто нескучно, хотя и не ново.
Но как это красиво! Клоун-священник вдруг превращается в настоящего адепта веры и грудью бросается на чёрт знает что…
Прости, Господи, раба твоего Маркуса!