«Я – мать монстра»
Этот цикл фильмов перенес интересный и забавный феномен. Работа над каждым последующим продолжением передавалась от режиссера к режиссеру, подобно эстафетной палочке. И при этом создатели фильма совсем не переживали за франшизу, надеясь, что не будет ни одного провала, что все пройдет гладко. Это создавало определенный риск. Ведь сама идея, по своей сути, гениальна, а чтобы полностью воплотить ее, нужно обладать и терпением, и осторожностью, чтобы каждый очередной фильм был непосредственным и...
Читать полностью
Этот цикл фильмов перенес интересный и забавный феномен. Работа над каждым последующим продолжением передавалась от режиссера к режиссеру, подобно эстафетной палочке. И при этом создатели фильма совсем не переживали за франшизу, надеясь, что не будет ни одного провала, что все пройдет гладко. Это создавало определенный риск. Ведь сама идея, по своей сути, гениальна, а чтобы полностью воплотить ее, нужно обладать и терпением, и осторожностью, чтобы каждый очередной фильм был непосредственным и достойным. Думаю, само раскрытие идеи борьбы инопланетной расы с человечеством, так неоднозначно, что один режиссер был просто не в силах реализовать его во всех частях франшизы. И создатели поступили верно, из раза в раз меняя режиссера, ведь немалое значение имеет свежий подход к сюжету, определенный меняющийся взгляд, который поможет раскрыть все тонкости и грани одного сюжета и его психологической подоплеки.
Начал все Ридли Скотт, задавший общий тон для всего цикла, сняв многогранного подтекстом и неповторимого стилистически «Чужого». Затем свой талант проявил сам Кэмерон, который подарил зрителям остросюжетных «Чужих», не утративших основной мысли и дополнивших мир повествования новыми тонкостями. Следующим за франшизу взялся Дэвид Финчер, фильм которого вызвал неоднозначные мнения, представ худшей частью цикла, но вполне достойной и качественной картиной, хоть и не соответствующей высоким зрительским ожиданиям. И вот, наконец, настал черед Жана-Пьера Жёне, замечательного французского кинорежиссера, который выделился за счет множества отличных фильмов, вызвав этим теплое доверие критиков и зрителей. Но теперь на нем лежало тяжкое бремя ответственности за завершение всего нашумевшего цикла. Ему нужно было завершить франшизу достойно, без халтуры.
Но чудеса случаются, Жёне снял не просто хороший, а очень качественный и удачный фильм, который не хромал из-за банальности и блистал своей оригинальностью. Цикл был завершен на правильной и очень высокой ноте. Финальная часть превосходит третью в разы, дотянув до того уровня, на котором находятся первые две части. Но это не значит, что «Чужой 4» полностью вытолкнул не самый удачный триквел? Наоборот, фильм умудрился собрать в себе все самое лучшее, украшавшее все три предшественника, приобретя при этом свои специфические черты, придав сюжету особые нюансы и кульминацию.
Четвертый «Чужой» во всех проявлениях хорош. Изящным стилем постановки, сюжетом, насыщенным разнообразными испытаниями и приключениями, увлекательностью действия, более совершенными спецэффектами. То есть, картина вышла именно такой, какой ее совсем не ожидали, но какой с радостью были готовы принять. Но, несмотря на высокий уровень, фильм явно недооценен как и вечно всем недовольными критиками, которые опирались исключительно на предыдущие части, взяв их за эталон, так и глазом самого народа. Наверное, это модно сейчас – ругать продолжения, снятые намного позже оригинала, но такая мода вредит не только популярности отдельно взятой картины, но и отношению зрителей.
Постоянные сценаристы франшизы, выполнявшие работу над всеми частями, подошли к финальному фильму с большой уверенностью. Наконец появляются очень харизматичные герои, каждый из которых не вытесняет другого. И каждый герой помогает развернуться сюжету, богатому волнующими загадками и неожиданными поворотами. Можно радоваться и тому, что в фильме масса экшена, захватывающего дух и явно превосходящего предшествующие части франшизы. Вы не заскучаете за просмотром этого фильма. В первую очередь за счет колоритной атмосферы, которая образовалась на основе научной фантастики. Обстановка, действительно, неповторима и создает ощущение безысходности, подстерегающей опасности. А главное – создатели смогли проникнуть в глубины вселенной Чужого, извлекая из них очень яркие идеи. Эта тварь еще более устрашающа, но есть в ней и человечность.
Завершена франшиза очень достойно, оставив зрителям массу впечатлений. Очень удачная картина, где есть место и огромному количеству экшена и завораживающей драме.
Мне кажется, фильм удивительно стильный, эффекты не устаревают (ну может кроме сцен под водой и ещё парочки), актёрский состав, удивительно разнородный, абсолютно вписывается во вселенную, то есть возникает странное чувство, что несмотря на как бы другой стиль, этот Чужой в каноне ну абсолютно свой.
В сравнении с 3-м, там этого исходного стиля, правда доработанного, было слишком много. И, по-моему, там Д. Финчер больше снимает для себя, ну или для нас, считая что нам это полезно, а тут всё-таки Ж. Жене даёт свободное цирковое представление и его стилистика будто даже больше панковская, насколько это применимо к вселенной чужих. И ведь действительно удаётся переизобрести и дать вселенной что-то новое.
Чем-то фильм меня отталкивает, тут бывает многовато эксцентричности, и некоторые линии слишком сильно обозначаются без дальнейшего развития (а может Вайнона Райдер переигрывает?), но вообще после 1, 2 этот 4й идёт для меня следующим, может даже 1 и 4, а Чужие как вообще отдельное суперкино. Чужой 3 - ну я не виноват и не должен страдать из-за того, что у режиссёра депрессия и он так видит. Чужой-3 конечно хороший, но там эта гипердрама с нагнетанием и всякими религиозными аллюзиями, мне кажется, лишняя. Может быть Финчер что-то разглядел в Чужих (Рипли с Ньют на руках и почти бесплотный дух Бишоп) и стал ещё задолго до старика Ридли Скотта и Прометея делать такой наполненный аллегориями сюжет. С другой стороны, его тогда бы не смог так изящно, по-французски, я бы сказал, использовать Чужой-4. Ловкость сюжета и никакого мошенничества. У Вас там драма, а у нас - праздник. Ну немного генномодифицированный, так это даже и веселее. Вон какая Рипли получилась, ух. И с аллюзиями всё в порядке, аж в названии. Прям так и ждёшь от Рипли что-нибудь в духе "и пришла не спасать Вас, а судить и карать..." ну и так далее. А вы думали, она котиков будет гладить? Нееет, всем срочно раздать звездюлей. Кроме высокоморальных андроидов, ибо невинны они, и греха не знают (а кое-кто даже ведёт себя как ребёнок и всё время смущается при скабрезных предложениях Рона Перлмана). Хм, я сейчас это пишу, и думаю, всё-таки этот Ж. Жене не так прост, ох, не так прост. Ну так даже и лучше. Получай, Финчер, гранату. Мы тут тоже можем, в эти, аллюзии.
Ну и наконец сами Чужие - тут с ними всё хорошо, а новенький такой страшненький и такие штуки откалывает, и даже отгрызает, что в общем, я понимаю его малую популярность - на такую страхолюдину действительно неприятно смотреть. И что опять говорит в пользу Чужого-4. А ещё тут есть Брэд Дуриф. Я думаю, что фильмы с Брэдом Дурифом уже поднимаются на одну ступень выше. Финчеристы могут сколько угодно говорить про конец франшизы, гибель, необходимость, канон... а тут Брэд Дуриф. И всё, и ничего не скажешь. Брэд Дуриф и Чужой - это идеальное сочетание.
В общем, хорошее получилось кино, я на него смотрю и не понимаю, как оно вообще оказалось в 1997 году, настолько это круто выглядит, и даже вполне опережающим своё время.