«Век №20 стал бы последним, если бы «кузина Вентуры» занималась фигней»
Давно я не смотрел таких замечательных пародий на шпионские боевики, как
"Барбузы". Нет, хорошие ироничные «шпионские страсти» снимают и сейчас достаточно вспомнить хоть пару «Агентов 117» с Дюжарденом, но весь просмотр я ловил себя на ощущении, что из «современного озорного боевика про супршпионов» безвозвратно ушло нечто очень важное, чего теперь не хватает и лучшим фильмам.
Только после получаса просмотра мне показалось, что я смог «дефиницировать» это «нечто». В современных пародийных...
Читать полностью
Давно я не смотрел таких замечательных пародий на шпионские боевики, как "Барбузы". Нет, хорошие ироничные «шпионские страсти» снимают и сейчас достаточно вспомнить хоть пару «Агентов 117» с Дюжарденом, но весь просмотр я ловил себя на ощущении, что из «современного озорного боевика про супршпионов» безвозвратно ушло нечто очень важное, чего теперь не хватает и лучшим фильмам.
Только после получаса просмотра мне показалось, что я смог «дефиницировать» это «нечто». В современных пародийных фильмах все лучшие реплики, подавляющее большинство остроумных реприз и ремарок, напрочь «убивающих» потуги собеседника сравнится с героем в остроумии, все это достается исключительно Главному Герою. В двух картинах с Дюжарденом попытались было поначалу оделить остроумием и его противников, но на них юмора сценаристов трагически не хватило. И мы помним только одного «номера 117», а, с кем там он боролся вряд ли кто и вспомнит, не пересматривая.
В фильме 1964-ого года от Жоржа Лотнера «Барбузы» (к слову, так обозначают не просто шпионов и секретных агентов, как обманываются нас переводчики, а своего рода «сорви-голов» среди шпионов, - с лицензиями не на одно убийство, если надо и на любые методы) совсем другая картина. На охоту за наследием оружейного магната отправлено пятеро «супербарбузов» из пяти разных стран, и о каждом. За исключением погибшего на первых минутах китайского агента (тут уже начинается юмор "китаец и поторопился? странно!» - говорит один из агентов, пьющих кофе в холле, - «ничего странного, - возражает второй, разворачивая газету «Правда» со статьей о пражском кризисе, - у Мао их много!»), Лотнер со сценаристом если не ошибаюсь, последний фильм великого мастера диалогов Мишеля Одиара, - предоставляют нам просто «исчерпывающую» информацию обо всех четверых противоборствующих «барбузах».
Во всяком случае, информация исключительная, и, чт самое главное, в дальнейшем артисты выстраивают характеры сволих персонажей в соответствии с «вводными данными».
Герой Бертрана Блие: Эйсебио Кафарелли, клички: «каноник», «онколог», «умник», «энтомолог». К слову. Бесчисленные тараканы, скорпионы и тарантулы, «состоящие на вооружении» у доброго «падре», это своего рода, привет режиссеру главной героине Мирей Дарк (играет жену покойного магната, владеющую всей информацией) именно Мирей Дарк, любимая актриса Лотнера, который её не только прославил но и «сделал блондинкой номер Один французского кино», имела в те годы, еще до роковой для её таланта встречи с Делоном прозвище «Большой Кузнечик».
Эх, зря Мирей отдала себя на целых 13 лет в рабство к Делону, скольких ролей мы лишились.. но этот офф-топ к фильму не относится.
Русский агент от несправедливо забытого в нашей стране Франсиса Бланша (а ведь он снимался и в «Черном Тюльпане», и в прославленной драма «Дневная Красавица»): Борис Васильев, «родом из Одессы», кличка «тринитротолуол» или «ТНТ» - причем полученная не только за взрывной характер. Между прочим, из фильма можно узнать, что, - цитирую дословно «с легкой руки Бориса шутку с минированием «Боинга» с сотнями пассажиров на борту называют русским трюком»!
Немецкий агент менее выразителен, но одно то, что работает он под «психоаналитика» и сообщает безутешной вдове, что «довел покойного почти до индуистского просветления» его достаточно характеризует.
Об американских агентах во главе с коммодором Бингом (Джесс Хан) данных нет и вовсе не по причине их гибели. Просмотрев фильм, вы поймете: почему. Мне показалось, что эти клоуны были просто не интересны ни Мишелю Одиару, ни Жоржу Лотнеру.
Дополнительный интерес фильм придает его решение в «документальном»,черно белом» ключе Лотнер уж годом ранее работал с цветом (в «Дядюшке-Гангстере» с тем же Вентурой), но в этом случае, словно намеренно, решил приглушить цвета яркого экранного веселья.
И, наконец, главный герой, Франсис Ланьо в блистательной подаче Лино Вентуры. С кличками ему не так повезло, как остальным: «Кулак», «Звездюлина» (так переведено в фильме, на французском еще грубее), «базука». Тем не менее, на первых порах, он, изображая «безутешного кузена Людо», самый спокойный из всех четверых. Но это, пока в замке покойного, где они все разместились, не начинает течь азотная кислота из душа, по спальне прыгать тарантулы, а в подушке - оказывается заложена неизвлекаемая мина. Но даже пережив столь волнительные ночные события. Европейские агенты (никто не постродал профи, что вы хотите!), собираются поговорить за утренним кофе о «разрядке напряженности в их отношениях», забыв все эти «детские рефлекторные шалости», но тут в замок к персонажу Мирей Дарк прибывают «американские барбузы», и Европа неожиданность для фильма тех лет встает против заокеанских гостей единым фронтом.
И вот, где-то с 43 минуты начинается уже полное веселье с довольно острыми диалогами:
"- Ведите себя, как подобает джентльмену!
- Но я плачу наличными!
- Вы в доме, где еще лежит непогребенный покойный!
- Наличными и в долларах!"
Очень рекомендую этот фильм все тем, кто немного устал от шпионских пародий того сорта, где с первой же минуты ясно, «чей парень самый остроумный и веселый тот и победит!».