Отнюдь не «Белоснежка» - и Охотник
Название кинокартины, «L’alpagueur», следовало бы перевести как «Охотник» или «Наводчик» (если уж буквально). Герой Бельмондо отнюдь не занимается «частными расследованиями», как, скажем, Фил Марлоу в фильмах по Чандлеру или Сэм Спейд в «Мальтийском соколе». Он – своего рода тайный специальный агент при прокуратуре Франции, его задача не столько искать улики, взвешивать мотивы, сколько именно «нейтрализовать» тех преступников, которых не удается уличить правосудию. В каком-то смысле героя...
Читать полностью
Название кинокартины, «L’alpagueur», следовало бы перевести как «Охотник» или «Наводчик» (если уж буквально). Герой Бельмондо отнюдь не занимается «частными расследованиями», как, скажем, Фил Марлоу в фильмах по Чандлеру или Сэм Спейд в «Мальтийском соколе». Он – своего рода тайный специальный агент при прокуратуре Франции, его задача не столько искать улики, взвешивать мотивы, сколько именно «нейтрализовать» тех преступников, которых не удается уличить правосудию. В каком-то смысле героя этого фильма можно назвать «отцом» другого знаменитого персонажа Бельмондо – Профессионала в одноименном фильме. Но, при дублировании фильма, еще во времена СССР, кто-то решил, что «Частный детектив» будет звучать привлекательнее, и для русскоязычных зрителей фильм вошел в историю именно под этим названием.
У героя фильма много имен и хорошо залегендированных псевдонимов, он почти как тот неуловимый налетчик, которого ему поручено выследить – «Ястреб», методично убивающий подельников-свидетелей. К поединку воли, ума и безжалостности Охотника и Ястреба, собственно и сводится сюжет. Но не только Бельмондо и «официальный злодей» французского кино 70-ых, Бруно Кремер, заставляют восхищаться их игрой. Великолепен и Патрик Фьерри в роли недалекого, наивного молодого бандита Косты, которого в фильме использует в своих интересах, как Добро, так и Зло. Но если Ястреб заранее знает, что он уничтожит дурачка (в том, что это получается у него со второй попытки, злодей не «виноват»), то Охотник не только не собирается убивать юношу, к которому начинает, мало по малу, испытывать симпатию, но и, по его расчетам, парень мог бы и выжить. Именно на отношении к Косте и проявляется разница между двумя жесткими, почти одинаково безжалостными персонажами. Герой Бельмондо, с особым цинизмом бьющий коленом в живот беременную женщину (а замершие в шоке зрители лишь через несколько кадров понимают, в чем подвох), в первых же сценах «Частного детектива» подан как человек, которому бессердечие и жестокость только помогают в тяжелой работе. И в том, что Охотник привязывается к Косте, - его слабость. Но эту чувство дает ему и силу – в финальном поединке с Ястребом в VIP классе авиалайнера.
Впрочем, фильм не стал бы классикой французского (и не только!) крутого боевика, если бы в нем хорошо играли только три актера. Когда будете смотреть сцены «дуэли на дробовиках», обратите внимание. Как органично вписались в картину даже исполнители эпизодических ролей.
«Частный сыщик» отличается от массы поделок на тему «Рыцарь Добра против рыцаря Зла» еще и полным отсутствием романтического налета, нет в нем и обязательной для Голливуда любовной линии. Вообще нет «героини», что, в данной конкретной киноленте, идет только на пользу её жесткому динамизму. Очень удачно применен в фильме и новаторский, а ныне забытый всеми, кроме Э. Морриконе, музыкальный ход, когда и протагонисту, и антигерою соответствует «своя мелодия», да и у Косты есть собственный «музыкальный рисунок». Имя композитора Мишеля Коломбье стоит запомнить.
Фильм режиссера Ларбо – классика, поклонникам жестких детективов (возможно, и фанатам Тарантино) – смотреть в обязательном порядке.