Я – не русский, я – советский.
В СССР в доперестроечное время неслыханным преступлением была торговля наркотиками. Виктор Роставели (Эд О’Росс), грузинский мафиози, используя все преступные связи, созданные им в Америке, собирается переправить огромную партию наркотиков из США в Советский Союз. Таким путём он хочет пристрастить к наркотикам советских порядочных и честных людей и тем самым сбить их с пути строительства коммунизма. На борьбу с этим грузинским преступником выходит самый лучший советский милиционер, доблестный...
Читать полностью
В СССР в доперестроечное время неслыханным преступлением была торговля наркотиками. Виктор Роставели (Эд О’Росс), грузинский мафиози, используя все преступные связи, созданные им в Америке, собирается переправить огромную партию наркотиков из США в Советский Союз. Таким путём он хочет пристрастить к наркотикам советских порядочных и честных людей и тем самым сбить их с пути строительства коммунизма. На борьбу с этим грузинским преступником выходит самый лучший советский милиционер, доблестный капитан, гроза всего преступного мира Иван Данко (Арнольд Шварценеггер), который шутить не любит в борьбе с преступниками, а доказательством того, что он совсем не намерен шутить, служат пистолет и его стальные мускулы. Капитан милиции Иван сначала нападает на след преступников-наркоторговцев в Москве, который ведёт в Америку. Иван должен интернациональную разношёрстную шушеру, создавшую преступные связи между Москвой и Чикаго, являющегося рассадником заразы капиталистической, к стенке припереть и бандита арестовать. Прибыв в Чикаго, он получает в напарники типичного американского полицейского Артура Ридзика ( Джеймс Белуши), наглого, сквернословящего, любящего на большую женскую грудь пялиться.
Режиссёр Уолтер Хилл («48 часов», «Перекресток», «Улицы в огне») свой фильм строит на сравнении этих двух героев: циничного, ленивого, болтливого и трусливого чикагского полицейского, который нехотя приступает к выполнению своего долга, и советского без страха и упрёка милиционера, берущегося за дело с пламенным пафосом.
Этот фильм снимался впервые в истории голливудской кинематографии в Москве и на Красной площади в том числе, получив официальное разрешение, и он действительно иронизирует над такими устойчивыми стереотипами, как «красная угроза» и «советская опасность». А московский милиционер, прибывший для наведения в Америке порядка, для разгрома преступников, оказывается на улицах родины гангстеров Чикаго в положении инопланетянина на неизвестной территории. Тем не менее, Иван вместе с Артуром вынужден, чтобы обезвредить мафиози, расстрелять не менее двух десятков этих преступников и при этом разрушить полгорода.
В картине, конечно, много несоответствий, ляпов, коверкания русского языка. А Иван у Шварценеггера ( «Бегущий человек», «Без компромиссов», «Конан-разрушитель») получился словно терминатор, бездушный какой-то андроид, в котором нет ничего человеческого, он абсолютно без эмоций, без ярких монологов, движется к цели своей как танк, всё круша на пути своём, ни на какие внешние факторы невзирая. А Артур у Белуши («Настоящие мужчины», «Театр волшебных историй», «Поменяться местами») получился слишком уж несерьёзным, болтливым и малодушным, неугомонным весельчаком. Таким образом, создатели фильма, хотели, видимо, подчеркнуть героическую самоотверженность, храбрость, неподкупность честолюбивого непобедимого советского милиционера, олицетворяющего силу и справедливость, но сильно в этом перестарались, переиграли.
Борьба между Иваном и Виктором – это не только противостояние представителя закона и преступника, но ещё и как бы кровная месть, вендетта, ведь Иван однажды убил при задержании брата Виктора, а Виктор убил Юрия Огоркова, напарника Ивана, поэтому у них присутствуют и личные мотивы.
Эта картина является одной из немногих, где русские выглядят вполне людьми нормальными, хотя советская действительность отражена очень своеобразно: бани какие-то подпольные с голыми красотками, а в них почему-то сотрудники сталелитейных заводов присутствуют; кабаки, в которых поют про Ростов-папу и Одессу-маму; люди в одежде пятидесятых годов рядом с панками.
Фильм и без всяких спецэффектов получился динамичным и жёстким, но также и зрелищным, и с отличным юмором, хотя и балансирующим нередко на грани абсурда. К тому же картина переполнена яркими и очень запоминающимися, значимыми диалогами.
Хочется отметить и дань уважения, прозвучавшую в адрес Советского Союза за победу во Второй мировой войне, и чёткое, достоверное отражение патриотического настроя у советских людей, и отметить отсутствие антисоветчины, хотя, конечно, не обошлось без усмешки и критики, но это было направлено на обе стороны. Даже удивительно, что режиссёр Уолтер Хилл снял такой фильм в самое напряжённое время в холодной войне.
10/10.
Самый яркий эпизод в киноленте - когда герой Шварценеггера отрывает протез у бандита и находит там кокаин. Просмотр радует обилием перестрелок, погонь и брутальных зубодробительных драк. Рекомендую, железные 8 из 10.