Медленный, скучный альпийский вестерн.
В позабытую всеми глухую деревушку, находящуюся в альпийской долине, в которой много лет уже семейство Бреннеров хозяйничает, братья этой семьи окрестности себе подчинили, жителей обирают, женщин насилуют, прибывает незнакомец Грейдер (Сэм Райли). Его без особой радости встречают, и он, кажется, особой опасности не представляет. Занимается Грейдер фотографией, у хозяев долины просит разрешения на зиму остаться, и Бреннеры дают согласие. Грейдер же в Альпы приехал отомстить и никого из семейства...
Читать полностью
В позабытую всеми глухую деревушку, находящуюся в альпийской долине, в которой много лет уже семейство Бреннеров хозяйничает, братья этой семьи окрестности себе подчинили, жителей обирают, женщин насилуют, прибывает незнакомец Грейдер (Сэм Райли). Его без особой радости встречают, и он, кажется, особой опасности не представляет. Занимается Грейдер фотографией, у хозяев долины просит разрешения на зиму остаться, и Бреннеры дают согласие. Грейдер же в Альпы приехал отомстить и никого из семейства убийц и насильников не намерен оставить в живых.
Невинные жертвы, поруганная честь, торжество справедливости, жажда мести – давным-давно из этих слагаемых складывается жанр вестерна. Голливуд его нещадно эксплуатировал, пробовали снимать вестерн и советские режиссёры, и европейские, и болливудские, и китайские даже.
В таком жанре надо всех снабдить ружьём, снять погоню и перестрелку на фоне бескрайних пустошей. Смена пустыни на горные снега не имеет значения, так как атрибутика внешняя не важна, а важен лишь внутренний нерв.
«Темная долина» тоже является альпийским вестерном. В нём вооружённые винтовками и карабинами персонажи разъезжают на лошадях по бескрайним горным склонам, поруганных и обиженных несправедливо достаточно, атмосфера ядом злодейства и насилия пропитана. Кони, ружья, салун, шляпы, фермеры запуганные, гнусные помыслы, и до поры до времени безнаказанный семейный клан беспредельщиков. Смазливый Грейдер словно с собой приносит на родину историческую (у него мама здесь родилась) из Америки фактуру вестерна.
Кинокартина Андреаса Прохазки весьма поэтичной получилась, и не только дело здесь в пейзажах волшебных и в контрасте снега, пороха и крови. Есть в ней какой-то шарм особенный, здесь можно любоваться неспешно, каждый кадр рассматривать, деталями и операторскими находками наслаждаться, но такое наслаждение быстро надоедает и сходит на нет.
С самого начала плохо то, что кинокартина начинается намёком на развязку, становится с первых же кадров очевидно, что Грейдер в деревушку приехал убивать. Наблюдать за осуществлением красиво обставленной мести интересно. Но странно то, что злодеи продолжают чёрные свои дела творить, не обращая внимания на чужака до тех пор, пока головы их слетать не начинают.
Головы летят, но совсем не верится, что субтильный Грейдер – это настоящий Рэмбо. Прохазки полагается в основном на перестрелку, в которой осуществляется полный разгром зла. Хотя это и ожидается, но прямолинейно всё же это слишком.
Видно, что режиссёр сделать пытается из фильма что-то большее, чем историю о хорошем парне, который приехал отомстить плохим, он намечает линию романтической истории, удивить пытается финальным поворотом, но фильм остаётся всё равно холодным пейзажем на протяжении двух часов, и нужно приложить большое усилие, чтобы всё это вытерпеть.
И ещё Прохазка, кажется, думает, что на фильм не просто внимание обратят, но и всерьёз отнесутся к нему, если фильм будет очень медленным, и поэтому в фильме медленно не только едят суп и подковывают коня, но даже дают по морде медленно.
И ещё это не только медленный, но и самый скучный вестерн.
Фильм тянут старательно на себе Райли и Тобиас Моретти благодаря напряжённой энергетике, существующей между ними. Но её одной не хватает, чтобы внимание зрителя удерживать. Противостояние эла и добра – это, конечно, чудесно, но интереснее ведь, чтобы не просто добро победило, но и чему-то научило, а в этой картине далеко так не заходят, лишь несколько мыслей несложных на поверхности лежат, но для зрителя искушённого это слишком мало.