PRO+
Абсурд, ставший трагедией
Фигура Романа Полански занимает в кинематографе свою особенную и заслуженную нишу. Кинематографический путь будущего обладателя Золотой пальмовой ветви и Оскара начался со специфичной трилогии, в которую вошли фильмы «Нож в воде», «Отвращение» и «Тупик». Лейтмотивом картины стал душевный кризис персонажей, отрезанных от внешнего мира стенами замка. Человеческие слабости и пороки здесь обыгрываются не без черного юмора.
Режиссер сталкивает своих героев в конфликте, на протяжении всей картины накапливаются негативные эмоции, которые, в конце концов, выплескиваются наружу. В этом смысле «Тупик» продолжает концепцию трилогии. «Нож в воде» показал зрителю напряженные отношения молодой пары с попутчиком, подобранным на дороге. Нож, который мелькает в фильме, все чаще наводит чувство приближающейся катастрофы. Так и происходит. Конфликт перерастает в убийство. Финал остается открытым.
В «Отвращении» изображена девушка-интроверт. Ее болезненное психологическое состояние приводит к драме. Ненависть к окружающим, особенно к мужчинам и даже к сестре приводит к чудовищной концовке. Характерной чертой этих фильмов стало и малое количество действующих лиц. Этакая замкнутая сцена театра абсурда, с которой некуда деться, остается только доиграть свою роль до конца.
В «Тупике» героев тоже раз, два и обчелся. Недавно отыгравшие свадьбу Джордж и Тереза переезжают в замок, даром, что денег у пары много. Джордж – тюфяк и подкаблучник, страдает язвой и проблемами в отношениях с женой. Жена же напротив характером не обделена, держит мужа в ежовых рукавицах, полностью контролирует его и скрашивает свое время тем, что унижает незадачливого супруга за отсутствие у того мужского характера. Так бы они и терпели друг друга, уединившись в шотландском замке, в котором в свое время работал выдающийся писатель XIX века Вальтер Скотт, только их жилище посетили незваные гости. Кстати, съемки проходили на прибрежном острове Линдисфарн, богатом своей средневековой историей.
Это были Элби и Дики – два гангстера, раненные во время очередного «дела». Решив что замок станет для них отличным убежищем от полиции они прячутся там до лучших времен. Тут и сталкиваются герои Полански и происходит завязка. Сперва пара попадает в заложники, но когда в замок прибывают гости, Дики прикидывается лакеем. Элби к этому времени уже умирает от раны.
Незадавшийся грабитель ждет своего босса в компании такой же незадавшейся пары молодоженов. Как это ни странно, но именно преступник кажется самым хорошим, человеческим персонажем из всей троицы. Справедливый, хоть и грубый, он возвышается над Терезой, а тем более над Джорджем, который с каждой сценой опускается все ниже в глазах зрителя. Все это закономерно.
Человеческие судьбы здесь изображены под нестандартным углом, их сущность рано или поздно дает о себе знать, как и сущность каждого в чрезвычайной ситуации. Так режиссер кадр за кадром снимает маски со своих героев, оставляя их откровенно голыми и беззащитными перед объективом камеры.
Режиссер в неожиданных тонах раскрывает отношения этих троих. Все трое находятся в пресловутом тупике и принимают ненормальные, казалось бы решения. Тереза и Дики чувствуют друг к другу неподдельный интерес, муж пытается этому противостоять. Сначала Джордж пытается наладить отношения с незнакомцем, но в конец запутавшаяся жена стравливает их.
Человеческая натура вывернута в фильме наизнанку, эмоции персонажей принимают самые неожиданные формы. Полански использует множество приемов. Во-первых, ограниченное пространство. Во-вторых, театральный подход к изложению событий. Ну и наконец, с помощью черного юмора и неподдельных провокаций доводит развитие событий до точки невозврата. Взаимные обиды и общее напряжение превращают этакую черную комедию в триллер. Происходит убийство и жена оставляет воющего от истерики мужа.
Картина наводит некоторые ассоциации. Так, например гротеск происходящего напоминает роман Кафки. А психологический триллер Поланского чем-то похож на стиль Хичкока. Фильм и сегодня любим ценителями интеллектуального кино. А сам польский мастер считает картину любимой в своей фильмографии.
Режиссер сталкивает своих героев в конфликте, на протяжении всей картины накапливаются негативные эмоции, которые, в конце концов, выплескиваются наружу. В этом смысле «Тупик» продолжает концепцию трилогии. «Нож в воде» показал зрителю напряженные отношения молодой пары с попутчиком, подобранным на дороге. Нож, который мелькает в фильме, все чаще наводит чувство приближающейся катастрофы. Так и происходит. Конфликт перерастает в убийство. Финал остается открытым.
В «Отвращении» изображена девушка-интроверт. Ее болезненное психологическое состояние приводит к драме. Ненависть к окружающим, особенно к мужчинам и даже к сестре приводит к чудовищной концовке. Характерной чертой этих фильмов стало и малое количество действующих лиц. Этакая замкнутая сцена театра абсурда, с которой некуда деться, остается только доиграть свою роль до конца.
В «Тупике» героев тоже раз, два и обчелся. Недавно отыгравшие свадьбу Джордж и Тереза переезжают в замок, даром, что денег у пары много. Джордж – тюфяк и подкаблучник, страдает язвой и проблемами в отношениях с женой. Жена же напротив характером не обделена, держит мужа в ежовых рукавицах, полностью контролирует его и скрашивает свое время тем, что унижает незадачливого супруга за отсутствие у того мужского характера. Так бы они и терпели друг друга, уединившись в шотландском замке, в котором в свое время работал выдающийся писатель XIX века Вальтер Скотт, только их жилище посетили незваные гости. Кстати, съемки проходили на прибрежном острове Линдисфарн, богатом своей средневековой историей.
Это были Элби и Дики – два гангстера, раненные во время очередного «дела». Решив что замок станет для них отличным убежищем от полиции они прячутся там до лучших времен. Тут и сталкиваются герои Полански и происходит завязка. Сперва пара попадает в заложники, но когда в замок прибывают гости, Дики прикидывается лакеем. Элби к этому времени уже умирает от раны.
Незадавшийся грабитель ждет своего босса в компании такой же незадавшейся пары молодоженов. Как это ни странно, но именно преступник кажется самым хорошим, человеческим персонажем из всей троицы. Справедливый, хоть и грубый, он возвышается над Терезой, а тем более над Джорджем, который с каждой сценой опускается все ниже в глазах зрителя. Все это закономерно.
Человеческие судьбы здесь изображены под нестандартным углом, их сущность рано или поздно дает о себе знать, как и сущность каждого в чрезвычайной ситуации. Так режиссер кадр за кадром снимает маски со своих героев, оставляя их откровенно голыми и беззащитными перед объективом камеры.
Режиссер в неожиданных тонах раскрывает отношения этих троих. Все трое находятся в пресловутом тупике и принимают ненормальные, казалось бы решения. Тереза и Дики чувствуют друг к другу неподдельный интерес, муж пытается этому противостоять. Сначала Джордж пытается наладить отношения с незнакомцем, но в конец запутавшаяся жена стравливает их.
Человеческая натура вывернута в фильме наизнанку, эмоции персонажей принимают самые неожиданные формы. Полански использует множество приемов. Во-первых, ограниченное пространство. Во-вторых, театральный подход к изложению событий. Ну и наконец, с помощью черного юмора и неподдельных провокаций доводит развитие событий до точки невозврата. Взаимные обиды и общее напряжение превращают этакую черную комедию в триллер. Происходит убийство и жена оставляет воющего от истерики мужа.
Картина наводит некоторые ассоциации. Так, например гротеск происходящего напоминает роман Кафки. А психологический триллер Поланского чем-то похож на стиль Хичкока. Фильм и сегодня любим ценителями интеллектуального кино. А сам польский мастер считает картину любимой в своей фильмографии.