От «Вальсирующих» и «Наслаждения» - в приманку бездуховности.
Этот фильм, безусловно, входит в пятёрку лучших фильмов о «развлечениях» молодежи двадцатого века. Его смело можно поставить в один ряд с такими пятью шедеврами, как «Вальсирующие», «Мечтатели», «Серьезно, как наслаждение» и «Детки». Он просто обязателен к просмотру. Особенно в России, и, боюсь, что именно сейчас – во Франции кризис образования случился раньше, чем у нас, и именно его последствиям, бездуховности и глупой безжалостности посвящена эта криминальная драма.
В самом деле, с первых же кадров все слишком похоже на нашу действительность. Главная героиня – недоучилась в школе, зато она – стройная красавица, «вот-вот станет манекенщицей». При этом она достаточно самостоятельна – обеспечивает сама себя, работая продавщицей в магазине одежды, снимает квартиру. (небольшая помощь от мамы и поклонников не в счет). Натали, как зовут героиню, реально работает, реально старается сделать карьеру в кино или на подиуме. И она относительно горда – путь на сцену через постель, она отвергает, у неё есть любимый, молодой парень-красавец Эрик.
Пока, вроде бы, ничего страшного, всё прекрасно: работа, любовь, дружба (у Эрика тоже есть верный друг Бруно, ну а насколько он любит саму Натали, мы узнаем в процессе просмотра), относительная материальная независимость, перспективы. Только вот девушка не понимает, что, для недоучившегося в школе подростка – и не желающего учиться, скажем, танцу или актерскому мастерству, - перспективы её весьма туманны. Если вовсе не являются миражом. Зато нечто в этом духе начинает понимать её возлюбленный: он-то не работает, родители перестали высылать деньги, считая, что он получает стипендию. Эрику все ясно: в «этой поганой Франции» не развернуться! Причем – никому не развернуться. И он мечтает открыть бизнес в благословенных США. Одна беда, нужен стартовый капитал, миллиона этак два-три. И, во время одной из сцен ревности (это тоже можно: «свой парень», «сцены закатывает»), его осеняет: раз уж Натали не спит со своими богатыми поклонниками, стало быть, они ей безразличны. И она вполне может, согласившись зайти к ним в гости на ночь, открыть дверь «неизвестным грабителям». Натали соглашается – моральных догм или просто порядочности в школах все равно не учат, к тому же, она, как и её умный и смелый парень, уверена: богачи прячут деньги дома. О банках троица подельников даже не думает, они уверены, что у каждого в квартире есть сейф. И во имя содержимого этого сейфа они готовы пытать и убивать. Нет, конечно, сначала-то они хотели «просто грабить». Но – если вся добыча 1000 евро?! Есть от чего разозлиться на негодяя и забить его насмерть.
И фильм наполняется жуткими, кровавыми сценами насилия – и нежными, почти интимными кадрами со слушающей музыку Натали. Она не принимает участия в пытках, нет! А музыку слушает – так она её любит, к тому же ей очень не нравятся противные, мерзкие крики, которые издают жертвы. Вот этот образ юной девушки, позже удивлявшейся в полиции, почему её арестовывают, если она «только слушала музыку», подан молодой актрисой Мари Жиллен просто восхитительно. Восхитительно страшно. И её бездумная улыбка, с которой она, уверенная, что ничего страшного не произошло (хотя ей показали фотографии жертв), убеждённая в том, что, «ведь на рождество меня отпустят к папе?» - рассказывает все полицейским, непринужденно «закладывая» и саму себя, и «своего парня» - эта сцена просто потрясает. Не хуже, чем самые страшные моменты пыток в середине фильма. Недаром Мари Жиллен была номинирована на «Сезар», а сам фильм в итоге, получил Гран-При кинофестиваля в Берлине в 1995-ом году.
Смотреть тяжело. Но надо. И взрослым, и молодым людям, еще «обдумывающим свое житье», то есть, «как нам устроить жизнь так, чтоб нам за это ничего не было»?
В самом деле, с первых же кадров все слишком похоже на нашу действительность. Главная героиня – недоучилась в школе, зато она – стройная красавица, «вот-вот станет манекенщицей». При этом она достаточно самостоятельна – обеспечивает сама себя, работая продавщицей в магазине одежды, снимает квартиру. (небольшая помощь от мамы и поклонников не в счет). Натали, как зовут героиню, реально работает, реально старается сделать карьеру в кино или на подиуме. И она относительно горда – путь на сцену через постель, она отвергает, у неё есть любимый, молодой парень-красавец Эрик.
Пока, вроде бы, ничего страшного, всё прекрасно: работа, любовь, дружба (у Эрика тоже есть верный друг Бруно, ну а насколько он любит саму Натали, мы узнаем в процессе просмотра), относительная материальная независимость, перспективы. Только вот девушка не понимает, что, для недоучившегося в школе подростка – и не желающего учиться, скажем, танцу или актерскому мастерству, - перспективы её весьма туманны. Если вовсе не являются миражом. Зато нечто в этом духе начинает понимать её возлюбленный: он-то не работает, родители перестали высылать деньги, считая, что он получает стипендию. Эрику все ясно: в «этой поганой Франции» не развернуться! Причем – никому не развернуться. И он мечтает открыть бизнес в благословенных США. Одна беда, нужен стартовый капитал, миллиона этак два-три. И, во время одной из сцен ревности (это тоже можно: «свой парень», «сцены закатывает»), его осеняет: раз уж Натали не спит со своими богатыми поклонниками, стало быть, они ей безразличны. И она вполне может, согласившись зайти к ним в гости на ночь, открыть дверь «неизвестным грабителям». Натали соглашается – моральных догм или просто порядочности в школах все равно не учат, к тому же, она, как и её умный и смелый парень, уверена: богачи прячут деньги дома. О банках троица подельников даже не думает, они уверены, что у каждого в квартире есть сейф. И во имя содержимого этого сейфа они готовы пытать и убивать. Нет, конечно, сначала-то они хотели «просто грабить». Но – если вся добыча 1000 евро?! Есть от чего разозлиться на негодяя и забить его насмерть.
И фильм наполняется жуткими, кровавыми сценами насилия – и нежными, почти интимными кадрами со слушающей музыку Натали. Она не принимает участия в пытках, нет! А музыку слушает – так она её любит, к тому же ей очень не нравятся противные, мерзкие крики, которые издают жертвы. Вот этот образ юной девушки, позже удивлявшейся в полиции, почему её арестовывают, если она «только слушала музыку», подан молодой актрисой Мари Жиллен просто восхитительно. Восхитительно страшно. И её бездумная улыбка, с которой она, уверенная, что ничего страшного не произошло (хотя ей показали фотографии жертв), убеждённая в том, что, «ведь на рождество меня отпустят к папе?» - рассказывает все полицейским, непринужденно «закладывая» и саму себя, и «своего парня» - эта сцена просто потрясает. Не хуже, чем самые страшные моменты пыток в середине фильма. Недаром Мари Жиллен была номинирована на «Сезар», а сам фильм в итоге, получил Гран-При кинофестиваля в Берлине в 1995-ом году.
Смотреть тяжело. Но надо. И взрослым, и молодым людям, еще «обдумывающим свое житье», то есть, «как нам устроить жизнь так, чтоб нам за это ничего не было»?