Король-Лев Зимой: лучший из ремейков.
Перед нами – один из редчайших случаев, когда ремейк оказывается сильнее «оригинального» фильма.
Из двух знаменитых «голливудских» проектов Андрея Кончаловского – «Танго и Кэш» и «Лев Зимой», последний, несомненно, вызвал больший резонанс. Это серьезный исторический фильм (снятый, правда, на грани – почти как телеспектакль), является ремейком одноименного фильма шестидесятых годов с самим Питером О’Тулом в главной роли. А если добавить, что все остальные роли – очень сложные, это та редкая постановка, в которой стирается грань между героями первого и второго планов, - играли такие звезды, как Кэтрин Хепберн и Тимоти Далтон, - то мало кто из кинокритиков верил, что русскому режиссеры удастся хотя бы удачно «повторить» фильм.
Однако, А. Кончаловский смог удивить западных кинокритиков. В те годы режиссер, видимо, был на пике творческой активности – заставил Сталлоне сыграть «самого интеллигентного в боевиках» персонажа, а во «Льве Зимой» помог раскрыться молодому Энтони Хопкинсу в неожиданной для «Ганнибала Лектора» роли «Ричарда Львиное Сердце». Впрочем, в трактовке Кончаловского, эти персонажи чем-то похожи… что, кстати, не противоречит историческим (а не мифологическим, наверченным вокруг этого принца и короля) фактам.
То, как перевоплотилась Элеонора Аквитанская в исполнении Глэн Клоуз из «любящей бабушки» (К.Хепберн) в умелую интриганку и, не смотря на прожитые годы, красавицу, женщину, по-прежнему готовую отомстить мужу за пренебрежение, так же не может не вызвать восхищения.
Впрочем, этот фильм – тот случай, когда на «все сто» отыграли и другие актеры. Принцесса Алиса (несостоявшаяся невеста принца Ричарда, которую старый Генрих превратил в свою любовницу, «усладу льва зимними ночами») в исполнении Юлии Высоцкой превратилась из недалекой дурочки первого фильма в не слишком красивую (а рядом с Элеонорой Аквитанской все дамы того времени, по свидетельству хроник, казались «дурнушками») девушку с тревогой в глазах. Принцесса понимает, что стала заложницей политических игр между странами и чужой во враждебной семье. Великолепен и Дж. Риз-Майерс, и, конечно же, – Патрик Стюарт. Если Питер О’Тул подчеркивал в Генрихе Втором (том самом, кстати, что победил в итоге войны Стефана и Матильды из «Хроник Брата Кадфаэля») внутреннее благородство и тоску по (якобы отравленной Эленонорой) любви – Розамунде, матери принца-бастарда Джоффруа, то Стюарт очень часто показывает нам «короля без маски». Человек всю жизнь трудился, после кровопролитной гражданской войны собирал по частям Англию, обезопасил её от Шотландии, присоединил Анжуйские и Нормандские земли… - и – ради кого это все? У каждого из сыновей есть причина ненавидеть короля, корону отдать практически некому (параллель с деятелем 20-ого века, так же «собравшим страну» после революции, у Кончаловского четко просматривается).
Итак, перед нами ремейк, актеры в котором не только «переиграли» актеров первого фильма, но еще и более красочный, более «костюмированный».
Кстати, костюмы вполне соответствуют историческому периоду. Так что фильм – смотреть всем любителям исторического кино (сражений не будет, но интриг – предостаточно!). Ну, а всем, то заинтересуется эпохой и личностью короля Генриха Второго – советую еще и посмотреть фильм Гленвилла «Беккет», 1964 год, с тем же О’Тулом и Ричардом Бартоном в главных ролях.