Как жениться и казаться не смешным?
Пожалуй, единственный крупный минус этого фильма – современная мода представлять режиссера как «автора идеи». Хороший режиссер Эрик Латриго прославившийся после «Памелы», доказал этим фильмом что его успех не случаен и он крепкий мастер своего дела. Но он ни в коем случае не является автором самой «идеи» выдавать наёмною служащую за свою жену (вспомним Цветок кактуса»).
В остальном фильм на фоне грубых комедий последних лет – фильм очень хорош. Особенно, после экспрессивного начала: Ален Шаба эпохи «Кью» или «АББЫ» уже - смешон. Но, когда речь идет об «аромате любимой», который герой картины воспроизвел, чтоб «не расставаться» с той девушкой, с которой его рассорили сестры и мама, - Луис, как зовут героя, в искусной подаче Шаба уже не смешон, трогателен. А зловещая роль «большой семерки» семейного совета во главе с колоритной тиранической матерью с первых кадров внушает дрожь. И улыбку, конечно, ведь эти тираны – сестры и мама Луиса, - часто «переходят идеи истиной демократии».
Именно эти два слова – смешно и трогательно! - можно было бы отнести и ко всей этой комедии о добром и безвольном Парфюмере 21-ого века, если бы не участие в фильме Шарлотты Гинзбург. Знаменитая дочь знаменитых родителей, актриса в третьем поколении, она не так красива, как её мама, Джейн Биркин в том же возрасте, но обладает, возможно, бОльшим уровнем актёрского мастерства. Она с равной элегантностью может пытаться нравиться чужой родне, может артистично шокировать и хамить. Этот несерьезный фильм стал очередной серьезной работой Шарлотты Гинзбург в кинематографе. Актриса доказала лишний раз, что может быть груба и трогательно-беззащитна одновременно, может одним взглядом огромных глаз превратить комедию – в серьезный (ну, почти серьезный) фильм о Любви.
И действительно, фильм – не совсем комедия. Но и не совсем стандартная мелодрама. Как положено детищу французского кинематографа, даже при избитой фабуле, в фильме заложены элементы трагедии, абсурдистский взгляд на многие серьезные жизненные ситуации, ну и, естественно, ироничный взгляд на серьезные проблемы. Ведь оба героя, по сути - отпетые неудачники. Луис, герой Шаба – состоялся как профессионал, но – страшное дело, на самом деле, - не может выйти из-под диктата матушки и пяти или шести сестер (пара которых почти вдвое его моложе). Кстати, сестры героя наводят в картине такой милый сумбур, что подсчитать их количество было бы сложно, если бы нам не напоминали с экрана их точное количество! : ) Эммануэль, героиня Гинзбург, напротив, – вполне самодостаточная личность, но… безработная, вынужденная цепляется за любой приработок. Причём, пусть её родители и владеют виноградником, она уже знает, что такое «быть битой жизнью». Оттого она и принимает предложение «Подработать фиктивной женой»
То, что большинство шуток в фильме вертится вокруг денег, (от чего устаешь) на самом деле оправданно. Франция, на самом деле – страна, где куда чаще считают деньги, чем в каких-либо других странах, где я бывал. Это нечто вроде французского национального «спорта». И эпизод, когда Эмма рвет чек Луиса, на самом деле очень по-французски трагичен.
Итог: не слишком оригинальная, но благодаря Ш. Гинзбург и, в меньшей степени – А. Шаба, удивительно трогательная комедийная мелодрама в истинно французском духе. В моем личном списке среди «милых мелодрам» эта лента занимает второе место после «Ноттинг Хилла».