«Бог иногда забывает людей, он не кабальеро!»
Одному из моих любимых писателей, А. Пересу-Риверте, до выхода ленты о капитане Алатристе (лучшей экранизации!) как-то странно «везло» с миром кино. То его книга попадется гениям, и Роман Полански с Джонни Деппом соорудят из «Клуба Дюма» шикарную картину «о чем-то своём». То вдруг американец Джим Макбрайд омолодит главных героев минимум на десяток лет («Фламандская доска») и выкинет из фильма «всю философию». То вдруг роман Переса-Риверте, «Учитель фехтования», сложная для экранизаций проза, попадет к не слишком известному режиссеру, Педро Олеа. Поневоле просмотр начинаешь с замирающим сердцем: во что превратился роман?
«Учитель фехтования» - не только о диверсионной операции, проведенной необычным агентом в Испании середины 19-ого века, это еще и роман о чести, благородстве и достоинстве человека в мире чистогана. Испанец (точнее, - гордый баск) Педро Олеа не поступился честью до самых последних кадров фильма. Очень сложно увлекательно рассказать о человеке, которому честь не позволяет ни впутываться в политические игрища, ни брать в долг, ни заводить интрижек. Тем не менее, в кинокартине «Учитель Фехтования» это у режиссера почти вышло. «Маэстро шпаги» (один из переводов названия фильма, во всяком случае, я, когда-то, купил диск с таким названием) дон Хайме Астролоа получился, если не «почти как в жизни», то «почти как в романе». Он благороден и смел, предан исключительно Фехтованию. Уже немолодой человек, он отказывается распродать родовую коллекцию, предпочитая за гроши обучать молодых людей «искусству владения оружием благородного человека» («пистолет – оружие убийц и лавочников») и имеет пару странностей: всегда держит свое слово и никогда не забывает друзей. Высказывание в заголовке – тоже из афоризмов дона Астролоа.
Но маэстро живет в смутное время Испанской революции (поневоле напрашивается аналогия с булгаковским Мастером), и даже если ему нет дела до всей этой возни, то у самих участников событий неминуемо появятся дела к нему. Это неминуемо, особенно если учесть, что благородный дон дружит с хитрым политиком, искусно разыгрывающим из себя ловеласа и кутилу, маркизом де Аяйла. И – одновременно, - с журналистом левых взглядов. А если еще учесть, что за дополнительную сумму дон Хайме обучает избранных учеников секретному смертельному удару, то при просмотре фильма (как и при чтении книги) понимаешь: «вся эта суета» неминуемо доберется до мира благородного учителя фехтования.
Играющая роль прекрасной диверсантки-киллера Ассумпта Серна, снимавшаяся в двух фильмах (не «сериальных») о стрелке Шарпе и в «Генрихе Восьмом», действует в романе и на экране прямо как по учебнику для спецопераций 20-ого века. Сначала идет неторопливое внедрение – в том числе и в мир Маэстро, от которого ей нужно всего три вещи: чтоб он обучил её неотразимому удару, «ввел» в окружение маркиза и смог бы впоследствии опознать её труп. За прекрасное умение фехтовать (и владеть ножом) актрисе прощаешь даже то, что она старше «книжной» героини. Оба актера – и Омер Антунотти и Ассумпта Серна прекрасно играют, а сражаются на шпагах так, что веришь: это знатоки своего дела, не «реконструкторы». Эта пара будет завораживать вас на протяжении всего фильма.
Я был готов поставить фильму высшую оценку, но концовка вновь доказала «везение» Переса-Риверте. Как оканчивается фильм, вы узнаете сами, но Педро Олеа все же превратил пожилого Маэстро в глуповатого романтика. На самом же деле история испанского Мастера кончается так: «по ночным улицам уже грохотали шаги вступавших в Мадрид войск генерала Прима, и только один человек в столице не обращал на это внимания. Не замечая лежащий посреди комнаты труп и роковое письмо, старый учитель фехтования записывал в свою книгу ту комбинацию ударов, которая позволила ему не только победить, но и воплотить в жизнь мечту – изобрести свой неповторимый удар».
«Учитель фехтования» - не только о диверсионной операции, проведенной необычным агентом в Испании середины 19-ого века, это еще и роман о чести, благородстве и достоинстве человека в мире чистогана. Испанец (точнее, - гордый баск) Педро Олеа не поступился честью до самых последних кадров фильма. Очень сложно увлекательно рассказать о человеке, которому честь не позволяет ни впутываться в политические игрища, ни брать в долг, ни заводить интрижек. Тем не менее, в кинокартине «Учитель Фехтования» это у режиссера почти вышло. «Маэстро шпаги» (один из переводов названия фильма, во всяком случае, я, когда-то, купил диск с таким названием) дон Хайме Астролоа получился, если не «почти как в жизни», то «почти как в романе». Он благороден и смел, предан исключительно Фехтованию. Уже немолодой человек, он отказывается распродать родовую коллекцию, предпочитая за гроши обучать молодых людей «искусству владения оружием благородного человека» («пистолет – оружие убийц и лавочников») и имеет пару странностей: всегда держит свое слово и никогда не забывает друзей. Высказывание в заголовке – тоже из афоризмов дона Астролоа.
Но маэстро живет в смутное время Испанской революции (поневоле напрашивается аналогия с булгаковским Мастером), и даже если ему нет дела до всей этой возни, то у самих участников событий неминуемо появятся дела к нему. Это неминуемо, особенно если учесть, что благородный дон дружит с хитрым политиком, искусно разыгрывающим из себя ловеласа и кутилу, маркизом де Аяйла. И – одновременно, - с журналистом левых взглядов. А если еще учесть, что за дополнительную сумму дон Хайме обучает избранных учеников секретному смертельному удару, то при просмотре фильма (как и при чтении книги) понимаешь: «вся эта суета» неминуемо доберется до мира благородного учителя фехтования.
Играющая роль прекрасной диверсантки-киллера Ассумпта Серна, снимавшаяся в двух фильмах (не «сериальных») о стрелке Шарпе и в «Генрихе Восьмом», действует в романе и на экране прямо как по учебнику для спецопераций 20-ого века. Сначала идет неторопливое внедрение – в том числе и в мир Маэстро, от которого ей нужно всего три вещи: чтоб он обучил её неотразимому удару, «ввел» в окружение маркиза и смог бы впоследствии опознать её труп. За прекрасное умение фехтовать (и владеть ножом) актрисе прощаешь даже то, что она старше «книжной» героини. Оба актера – и Омер Антунотти и Ассумпта Серна прекрасно играют, а сражаются на шпагах так, что веришь: это знатоки своего дела, не «реконструкторы». Эта пара будет завораживать вас на протяжении всего фильма.
Я был готов поставить фильму высшую оценку, но концовка вновь доказала «везение» Переса-Риверте. Как оканчивается фильм, вы узнаете сами, но Педро Олеа все же превратил пожилого Маэстро в глуповатого романтика. На самом же деле история испанского Мастера кончается так: «по ночным улицам уже грохотали шаги вступавших в Мадрид войск генерала Прима, и только один человек в столице не обращал на это внимания. Не замечая лежащий посреди комнаты труп и роковое письмо, старый учитель фехтования записывал в свою книгу ту комбинацию ударов, которая позволила ему не только победить, но и воплотить в жизнь мечту – изобрести свой неповторимый удар».