«Слишком умна, слишком красива, слишком безумна».
Так в фильме говорят о героине Бергман, авантюристке Анне, которая, тем не менее (так и хочется написать: благодаря лучшей актерской работе, что я когда-либо видел), умудрилась снискать расположение вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Эти же слова можно отнести и к самой киноленте, заслуженно ставшей классикой мирового кино. Фильм изумительно красив: мы увидим наряды придворных и забытые уже офицерские мундиры, побываем и в «русском кабаке» (где блещет Юл Бриннер с семиструнной гитарой и легко слетающими с губ «русскими» словами), и во дворце пережившей детей и внуков Дагмары Датской - вдовствующей императрицы Российской империи Марии Федоровны. Фильм, одновременно, очень умен. Он не является ни банальной «криминальной», ни «простой любовной» историей, хотя в нем и присутствуют самозванка и три «классических» мошенника. Это настоящая «высокая драма» - фильм о любви и доверии. И все благодаря удачному сценарию, умной режиссуре и игре двух актрис.
Прежде всего, безусловно, - Ингрид Бергман. После этого фильма как-то неловко обсуждать современных актрис, даже тех, кто признаны звездами или тех, кто просто нравятся. Сложнейшая роль – её героиня одновременно и «Великая Княжна», и самозванка, она же - и страдающая молодая женщина, мучающийся от посттравматической амнезии. Бергман удалось потрясающе воплотить на экране удивительный образ девушки, «играющей в Княжну». На самом деле её Анна, кто угодно, но не марионетка в руках мошенников - «режиссеров». Из-за амнезии она и сама не знает – «играет» ли она чужую роль или вспоминает собственную жизнь: «ужасно не знать, что я помню на самом деле, а что мне лишь приказано помнить».
Юл Бриннер вполне убедителен в роли «дважды приговорённого к расстрелу и белыми, и красными» генерала-фрондера, судя по намекам императрицы. Но, если вдуматься, главную, после Бергман, роль – роль Марии Федоровны, - блестяще сыграла лично мне неизвестная театральная актриса Хелен Хэйс. Ведь весь фильм, в ожидании встречи молодой Анастасии и Дагмары Датской, невольно с опаской ожидаешь какой-то «голливудской» буффонады, потому что в реальной истории Мария Федоровна, конечно же, не могла унизить своего достоинства встречей с авантюристкой, спекулирующей, к тому же, на самых святых чувствах. Но превосходная игра Хелены Хэйс (как и тщательно выписанная для неё роль) не позволяют фильму скатиться в «леса развесистой клюквы». Этот образ «императрицы Марии Федоровны» был для меня едва ли не самым приятным открытием в фильме. Так что Хэйс по заслугам, как и Бергман, получила свой «Золотой Глобус» за этот фильм. Как и номинацию на «Оскар». По-моему, это чуть ли не единственная из американских драм, где кульминация происходит не в любовной сцене между мужчиной и женщиной, а в напряженном разговоре девушки Анны и мудрой «бабушки».
И очень хорошо, что, не смотря на всю славу и «звездность» Юла Бриннера, его персонажа режиссер и сценаристы не стали «выпячивать» более, чем это необходимо. Странная вещь – убедительный фильм о любви без объятий и поцелуев, но «Анастасия» именно такова. Так что и премии кинокритиков (Бриннер), и премия «BAFTA» Артуру Лорентсу за сценарий – вполне закономерны. Даже финал фильма – под торжественные звуки «Боже царя храни» получился не пафосным, а мудрым: открытый финал в котором на не покажут молодых главных героев, лишь понимающую улыбку на губах старой, много страдавшей женщины, вдовствующей императрицы.
Прежде всего, безусловно, - Ингрид Бергман. После этого фильма как-то неловко обсуждать современных актрис, даже тех, кто признаны звездами или тех, кто просто нравятся. Сложнейшая роль – её героиня одновременно и «Великая Княжна», и самозванка, она же - и страдающая молодая женщина, мучающийся от посттравматической амнезии. Бергман удалось потрясающе воплотить на экране удивительный образ девушки, «играющей в Княжну». На самом деле её Анна, кто угодно, но не марионетка в руках мошенников - «режиссеров». Из-за амнезии она и сама не знает – «играет» ли она чужую роль или вспоминает собственную жизнь: «ужасно не знать, что я помню на самом деле, а что мне лишь приказано помнить».
Юл Бриннер вполне убедителен в роли «дважды приговорённого к расстрелу и белыми, и красными» генерала-фрондера, судя по намекам императрицы. Но, если вдуматься, главную, после Бергман, роль – роль Марии Федоровны, - блестяще сыграла лично мне неизвестная театральная актриса Хелен Хэйс. Ведь весь фильм, в ожидании встречи молодой Анастасии и Дагмары Датской, невольно с опаской ожидаешь какой-то «голливудской» буффонады, потому что в реальной истории Мария Федоровна, конечно же, не могла унизить своего достоинства встречей с авантюристкой, спекулирующей, к тому же, на самых святых чувствах. Но превосходная игра Хелены Хэйс (как и тщательно выписанная для неё роль) не позволяют фильму скатиться в «леса развесистой клюквы». Этот образ «императрицы Марии Федоровны» был для меня едва ли не самым приятным открытием в фильме. Так что Хэйс по заслугам, как и Бергман, получила свой «Золотой Глобус» за этот фильм. Как и номинацию на «Оскар». По-моему, это чуть ли не единственная из американских драм, где кульминация происходит не в любовной сцене между мужчиной и женщиной, а в напряженном разговоре девушки Анны и мудрой «бабушки».
И очень хорошо, что, не смотря на всю славу и «звездность» Юла Бриннера, его персонажа режиссер и сценаристы не стали «выпячивать» более, чем это необходимо. Странная вещь – убедительный фильм о любви без объятий и поцелуев, но «Анастасия» именно такова. Так что и премии кинокритиков (Бриннер), и премия «BAFTA» Артуру Лорентсу за сценарий – вполне закономерны. Даже финал фильма – под торжественные звуки «Боже царя храни» получился не пафосным, а мудрым: открытый финал в котором на не покажут молодых главных героев, лишь понимающую улыбку на губах старой, много страдавшей женщины, вдовствующей императрицы.