Дикий Запад и маленькая девочка
Грегори Пек больше известен российским зрителям по серьезной драме «Убить пересмешника» и по блистательной роли в «Римских каникулах». В этом фильме он предстанет нам в совершенно другой ипостаси – не блистательного героя-любовника, как в «Каникулах», а уже прожившего часть тяжелой жизни (как на воле, так и в тюрьме) «ганфайтера» Дикого Запада в том возрасте, когда даже «стрелку» приходит время посмотреть на жизнь не через прицел. Его стареющий герой, вышедший из тюрьмы налетчик, поначалу хочет лишь отомстить подставившему его подельнику – и не так страшно, даже если после убийства ему придется вернуться в тюрьму. А «стрелок» Ломакс (герой Пека), уже успел распрощаться с иллюзиями и с самого начала понимает, что «сколь веревочке не виться», воздаяние неизбежно. Один такой образ главного героя уже дает понять, что перед нами – не совсем обычный вестерн. А где-то на середине просмотра, не дождавшись массовой гибели живописных ковбоем под метким огнем героя, зато познакомившись с «подругой» и спутницей Ломакса, очаровательной семилетней девчушкой, уже понимаешь, что на экране фильм, жанр которого я бы определил как «анти-вестерн».
При этом фильм ни в коей мере не пародиен, это не комедия, - драма. Режиссер Генри Хэтэуэй еще после выхода экранизации блестящего романа Чарльза Портиса «Подлинное мужество» (кинолюбители, скорее знакомы с тем же романом по «Железной хватке» братьев Коэнов), стал известен, как постановщик, который приносит в «историко-приключенческий» жанр серьезные размышления о тщете этих самых приключений. И в этом фильме он продолжает высказанную еще в «Мужестве» мысль – знаменитые «стрелки» Дикого Запада в своем большинстве, - довольно непривлекательные типы с садистскими наклонностями и низким интеллектом. Такова и преследующая героя троица наёмников в этом фильме. Они не производят впечатления «черных злодеев», они глупы, поначалу даже и не страшны. Ни зрителю, ни герою. Но именно в силу своей глупости эти наемники, - когда им удается захватить детей в заложники, - оказываются ужаснее любых «традиционных злодеев». И. когда в фильме «Отстрел» начинается кульминационные противостояние, оно выглядит гораздо более жестоким, чем в фильмах великого Клинта Иствуда или в вестернах с «королем жанра» - Джоном Уэйном.
Так что последняя треть фильма, безусловно, порадует поклонников «экшна». Но как трогательна в «Отстреле» история дружбы Ломакса с его предполагаемой дочерью («мама говорила, мой отец красивый подлец!»), семилетней девчушкой, которую он впервые увидел после тюрьмы, вместо 200 долларов, которые ему задолжала её покойная мать. Я просто не в курсе, стала ли эта маленькая актриса знаменитой, но со сложной ролью – заставить зрителя по иному взглянуть на «вечные добродетели вестернов», – она справилась прекрасно! «Отец» ловит для неё жеребенка, девочка в восторге, но, подумав, категорично возражает: «Это воровство и обман! Конокрадство!». Запомнилось, и как девочка помогает битому жизнью Ломаксу торговаться с владельцами попутных ранчо, с невинным видом говоря: «А мне здесь нравиться! Оставь меня тут!».
Так что фильм «Отстрел» - это, действительно, «анти вестерн». Красивый, но очень жестокий. Ребенок, потерявшийся в темноте, которого так любят демонстрировать в современных драмах, ничто перед героиней фильма – маленькой девочкой на ночной дороге, только что ставшей свидетельницей насилия и смертей. И традиционный хэппи-энд в фильме уже не воспринимаешь, как штамп, но как действительное торжество принципов добра.
При этом фильм ни в коей мере не пародиен, это не комедия, - драма. Режиссер Генри Хэтэуэй еще после выхода экранизации блестящего романа Чарльза Портиса «Подлинное мужество» (кинолюбители, скорее знакомы с тем же романом по «Железной хватке» братьев Коэнов), стал известен, как постановщик, который приносит в «историко-приключенческий» жанр серьезные размышления о тщете этих самых приключений. И в этом фильме он продолжает высказанную еще в «Мужестве» мысль – знаменитые «стрелки» Дикого Запада в своем большинстве, - довольно непривлекательные типы с садистскими наклонностями и низким интеллектом. Такова и преследующая героя троица наёмников в этом фильме. Они не производят впечатления «черных злодеев», они глупы, поначалу даже и не страшны. Ни зрителю, ни герою. Но именно в силу своей глупости эти наемники, - когда им удается захватить детей в заложники, - оказываются ужаснее любых «традиционных злодеев». И. когда в фильме «Отстрел» начинается кульминационные противостояние, оно выглядит гораздо более жестоким, чем в фильмах великого Клинта Иствуда или в вестернах с «королем жанра» - Джоном Уэйном.
Так что последняя треть фильма, безусловно, порадует поклонников «экшна». Но как трогательна в «Отстреле» история дружбы Ломакса с его предполагаемой дочерью («мама говорила, мой отец красивый подлец!»), семилетней девчушкой, которую он впервые увидел после тюрьмы, вместо 200 долларов, которые ему задолжала её покойная мать. Я просто не в курсе, стала ли эта маленькая актриса знаменитой, но со сложной ролью – заставить зрителя по иному взглянуть на «вечные добродетели вестернов», – она справилась прекрасно! «Отец» ловит для неё жеребенка, девочка в восторге, но, подумав, категорично возражает: «Это воровство и обман! Конокрадство!». Запомнилось, и как девочка помогает битому жизнью Ломаксу торговаться с владельцами попутных ранчо, с невинным видом говоря: «А мне здесь нравиться! Оставь меня тут!».
Так что фильм «Отстрел» - это, действительно, «анти вестерн». Красивый, но очень жестокий. Ребенок, потерявшийся в темноте, которого так любят демонстрировать в современных драмах, ничто перед героиней фильма – маленькой девочкой на ночной дороге, только что ставшей свидетельницей насилия и смертей. И традиционный хэппи-энд в фильме уже не воспринимаешь, как штамп, но как действительное торжество принципов добра.