Классика, это когда «всё запутанное – взаимосвязано!»
Фильмы становятся классикой не потому, что они соответствуют идеалам какого-либо жанра, но, скорей, оттого, что в этих фильмах можно найти всё: и прекрасную актерскую игру, юмор и самоиронию персонажей, и всю глубину романа, легшего в основу экранизации. Так и кинолента «Глубокий сон» (по одноименному роману Р. Чандлера), это не просто классика «криминального нуара», но и, вообще, один из лучших фильмов, выпущенных Голливудом. Здесь и перестрелки, и тайны, и обязательный для «нуара» едкий цинизм. В фильме, добавлю, циничны все, не только Фил Марлоу, которому это, как частному детективу, и должно быть присуще. Его наниматель, генерал-миллионер, едко характеризует собственных дочерей: «порочны и развращены», а дочери.. – ну да увидите сами.
Нет, картина точно соответствует критериям «нуара» по части загадок, роковых красавиц (их в фильме аж три, хотя в романе, всё равно, было на одну больше), постоянная игра теней, сгущающая, нагнетающая саспенс, ироничное общение пары Бэколл – Богарт под дулом направленного пистолета, резкая развязка. Но много в «Глубоком сне» и откровенно лиричных или философских сцен: речь сыщика над телом стоически выпившего яд «коротышки» (почти Сократ!), объяснение в автомобили Вивиан и Марлоу. Недаром же в авторы сценария, несмотря на присутствие на съемках самого автора, Р. Чандлера. привлекли Фолкнера и Ли Брекета! Впрочем, как раз об игре влюбленных – а Богарт и Бэколл поженились вскоре после окончания съёмок, - написано много, не хочется повторять похвалы. Хочется прибавить к именам звёздного дуэта имя Марты Викерс, удивительно полно сыгравшей роль Кармен Стренджвуд, молоденькой избалованной красавицы и психопатки. И, если и жаль, что при цензуре тех дней, её героине нельзя было оказаться в доме фотографа абсолютно голой (как в романе Чандлера), то – не потому, что её образ от этого становится не раскрытым. А оттого, что иные зрители сегодня могут и не понять – в чем криминал (героиню снимали для порнооткрыток). А ведь детективная линия «Глубоко сна» и без того сложна, а в фильме как и положено для «детектива-нуар», расследование преступления еще больше запутывается «случайными» убийствами – подпольного фотографа убивает влюбленный шофер, шофера – преданный дворецкий. И все это не имеет ни малейшего отношения к основному расследованию Марлоу. Как говорит сам сыщик: «всё очень запутано, но взаимосвязано».
Пересматривая фильм в энный раз, я понял, чем еще, в частности, отличается «классика мирового кино» от фильмов-однодневок. Обратите внимание на эпизоды – в «Глубоком сне» нет ни одного, где актеры бы, даже приглашенные в фильм на пару минут экранного времени, сыграли бы кое-как. Например, бесчисленные девицы, мистическим образом сразу же влюбляющиеся в частного детектива, от библиотекарши до таксистки. Боюсь, в любом сегодняшнем фильме их подали бы в пародийном ключе, а в этой ленте каждый эпизод, вызывая улыбку, кажется вполне достоверным благодаря игре актрис и Богарта. Кстати, одна из таких «эпизодических» актрис – Дороти Мэлоун, впоследствии получившая «Оскар» (что лишний раз свидетельствует об уровне фильма), - как ни странно представить, по сей день живет в Лос-Анжелесе.
Фильм мощный, умный, многоплановый. Не уверен, что издевательски-циничный «Большой Лебовски» (тоже основанный на романе «Глубокий сон») будет интересно смотреть спустя столько же лет со дня выхода, как этот фильм Говарда Хоукса (тоже влюбленного в ту пору в Бэкколл). Конечно, – смотреть всем, не только любителям Чандлера или крутого детектива!
Нет, картина точно соответствует критериям «нуара» по части загадок, роковых красавиц (их в фильме аж три, хотя в романе, всё равно, было на одну больше), постоянная игра теней, сгущающая, нагнетающая саспенс, ироничное общение пары Бэколл – Богарт под дулом направленного пистолета, резкая развязка. Но много в «Глубоком сне» и откровенно лиричных или философских сцен: речь сыщика над телом стоически выпившего яд «коротышки» (почти Сократ!), объяснение в автомобили Вивиан и Марлоу. Недаром же в авторы сценария, несмотря на присутствие на съемках самого автора, Р. Чандлера. привлекли Фолкнера и Ли Брекета! Впрочем, как раз об игре влюбленных – а Богарт и Бэколл поженились вскоре после окончания съёмок, - написано много, не хочется повторять похвалы. Хочется прибавить к именам звёздного дуэта имя Марты Викерс, удивительно полно сыгравшей роль Кармен Стренджвуд, молоденькой избалованной красавицы и психопатки. И, если и жаль, что при цензуре тех дней, её героине нельзя было оказаться в доме фотографа абсолютно голой (как в романе Чандлера), то – не потому, что её образ от этого становится не раскрытым. А оттого, что иные зрители сегодня могут и не понять – в чем криминал (героиню снимали для порнооткрыток). А ведь детективная линия «Глубоко сна» и без того сложна, а в фильме как и положено для «детектива-нуар», расследование преступления еще больше запутывается «случайными» убийствами – подпольного фотографа убивает влюбленный шофер, шофера – преданный дворецкий. И все это не имеет ни малейшего отношения к основному расследованию Марлоу. Как говорит сам сыщик: «всё очень запутано, но взаимосвязано».
Пересматривая фильм в энный раз, я понял, чем еще, в частности, отличается «классика мирового кино» от фильмов-однодневок. Обратите внимание на эпизоды – в «Глубоком сне» нет ни одного, где актеры бы, даже приглашенные в фильм на пару минут экранного времени, сыграли бы кое-как. Например, бесчисленные девицы, мистическим образом сразу же влюбляющиеся в частного детектива, от библиотекарши до таксистки. Боюсь, в любом сегодняшнем фильме их подали бы в пародийном ключе, а в этой ленте каждый эпизод, вызывая улыбку, кажется вполне достоверным благодаря игре актрис и Богарта. Кстати, одна из таких «эпизодических» актрис – Дороти Мэлоун, впоследствии получившая «Оскар» (что лишний раз свидетельствует об уровне фильма), - как ни странно представить, по сей день живет в Лос-Анжелесе.
Фильм мощный, умный, многоплановый. Не уверен, что издевательски-циничный «Большой Лебовски» (тоже основанный на романе «Глубокий сон») будет интересно смотреть спустя столько же лет со дня выхода, как этот фильм Говарда Хоукса (тоже влюбленного в ту пору в Бэкколл). Конечно, – смотреть всем, не только любителям Чандлера или крутого детектива!