«Убить может любой, герой должен иметь мужество быть милосердным!»
Начинал смотреть этот фильм с некоторым подозрением: Энтони Манн, подаривший мировому киноискусству такие фильмы, как «Симмарон» и «Борьба за Рим», был мне известен, как постановщик, достаточно вольно (для того времени, не так беззастенчиво, как сегодняшние режиссеры). Я заранее жалел Сида и его королей – Педро и Альфонсо. Ведь их история – даже не по рыцарским романам, по хроникам, - сама по себе прекрасный материал не только для исторического фильма, но и для триллера или политического детектива: то молодой король идет войной на сестру, а принц Альфонсо, будущий светоч христианства, перебегает к маврам и живет при дворах эмиров Пиренейского полуострова, то сам герой Сид служит эмиру Сарагоссы против христианских королей Кастилии или графов Барселоны.
Но, выяснилось, переживал я зря – этот фильм не может не покорить любителей исторического кино. Конечно, в фильме мало показали заклятого врага Сида, графа Ордоньеса, сделав основным антагонистом героя самого себялюбивого принца и короля Альфонсо, «понизили в звании» и героиню Лорен – а жена Родриго де Вивара («Эл-Сида») была племянницей кастильского короля Фердинанда. Однако сама эпоха, с её возвышенным рыцарством и забавными объявлениями войны – «король Арагона будет ждать короля Кастилии с армией на таком-то поле, чтоб решить судьбу спорных городов!», - и, одновременно, самыми низкими интригами (ну, убил принц старшего брата, поклялся, что этого не делал!), показана в фильме во всей своей противоречивости. И со всей красочностью, на которое были способны в Голливуде 70-ых годов
.
Особенно хочется выделить даже не главных героев, – хотя и Хестон в роли национального героя Испании, и Софи Лорен, играющая прекрасную Химену, - достаточно убедительны. И играют со всем талантом. Однако же, собственно любовная линия в фильме чрезмерно растянута, наблюдая за страданиями героев так и хочется, чтоб великий Эль-Сид вновь отправился на вону или ударился в интриги, в которых он был такой же мастер, как и его последний сюзерен, король Альфонсо. Зато очень хороши поединки – к примеру, с «защитником» Арагонского королевства (тут переводчики немного упростили, слово «чемпион» только на наш слух звучит забавно, а в те века оно обозначало именно «ритуального защитника» королей или епископов, - тех лиц, которым выходить биться до смерти было неуместно). Прекрасны и почти забытые ныне актеры: Джон Фрейзер в роли принца и короля Альфонсо чудесно передал тип правителя, постепенно побеждающего в себе свои «милые слабости», интриганство и коварство. Хороша и Дженевьев Пейдж - её молодая принцесса Уррака просто образец жесткого политика, не чурающегося обмана (посмотрите внимательно на образ девушки с золотистыми косами – не обнаружите ли случайного внешнего сходства с известным современным политиком?). Прекрасно смотрится и Г. Лом, играющий «мавританского вельможу бен Юсуфа».
Кончено, многое в фильме приукрашено, многое просто пропущено – так, в фильме Сид не служит мусульманским владыкам за деньги и материальные блага, как наемник. Его, достаточно кровавые, победы над христианами нам тоже не показаны, как лишили героя и заслуженного им. «взятого на меч», Барселонского графства. Но, по крайней мере, его не превратили в «сына кровельщика» или кузнеца, как Ридли Скотт поступил с бароном Ибелином королевских кровей, - нет, перед нами вельможа и рыцарь хорошего рода, только более мужественный, более честный, чуть более милосердный, чем все современники. Но этого «чуть более» - вполне хватает ему, чтоб стать единственным и неповторимым героем. Прекрасный фильм, смотреть рекомендуется в любом возрасте, как дамам, так и мужчинам – кому-то понравиться интрига любовная. Кому-то – заговоры придворных или всесильных графов, хороши и массовые батальные сцены: «страшные и ужасные» войска прибывших из Африки Аль-Морравидов тоже показаны не карикатурно.
Но, выяснилось, переживал я зря – этот фильм не может не покорить любителей исторического кино. Конечно, в фильме мало показали заклятого врага Сида, графа Ордоньеса, сделав основным антагонистом героя самого себялюбивого принца и короля Альфонсо, «понизили в звании» и героиню Лорен – а жена Родриго де Вивара («Эл-Сида») была племянницей кастильского короля Фердинанда. Однако сама эпоха, с её возвышенным рыцарством и забавными объявлениями войны – «король Арагона будет ждать короля Кастилии с армией на таком-то поле, чтоб решить судьбу спорных городов!», - и, одновременно, самыми низкими интригами (ну, убил принц старшего брата, поклялся, что этого не делал!), показана в фильме во всей своей противоречивости. И со всей красочностью, на которое были способны в Голливуде 70-ых годов
.
Особенно хочется выделить даже не главных героев, – хотя и Хестон в роли национального героя Испании, и Софи Лорен, играющая прекрасную Химену, - достаточно убедительны. И играют со всем талантом. Однако же, собственно любовная линия в фильме чрезмерно растянута, наблюдая за страданиями героев так и хочется, чтоб великий Эль-Сид вновь отправился на вону или ударился в интриги, в которых он был такой же мастер, как и его последний сюзерен, король Альфонсо. Зато очень хороши поединки – к примеру, с «защитником» Арагонского королевства (тут переводчики немного упростили, слово «чемпион» только на наш слух звучит забавно, а в те века оно обозначало именно «ритуального защитника» королей или епископов, - тех лиц, которым выходить биться до смерти было неуместно). Прекрасны и почти забытые ныне актеры: Джон Фрейзер в роли принца и короля Альфонсо чудесно передал тип правителя, постепенно побеждающего в себе свои «милые слабости», интриганство и коварство. Хороша и Дженевьев Пейдж - её молодая принцесса Уррака просто образец жесткого политика, не чурающегося обмана (посмотрите внимательно на образ девушки с золотистыми косами – не обнаружите ли случайного внешнего сходства с известным современным политиком?). Прекрасно смотрится и Г. Лом, играющий «мавританского вельможу бен Юсуфа».
Кончено, многое в фильме приукрашено, многое просто пропущено – так, в фильме Сид не служит мусульманским владыкам за деньги и материальные блага, как наемник. Его, достаточно кровавые, победы над христианами нам тоже не показаны, как лишили героя и заслуженного им. «взятого на меч», Барселонского графства. Но, по крайней мере, его не превратили в «сына кровельщика» или кузнеца, как Ридли Скотт поступил с бароном Ибелином королевских кровей, - нет, перед нами вельможа и рыцарь хорошего рода, только более мужественный, более честный, чуть более милосердный, чем все современники. Но этого «чуть более» - вполне хватает ему, чтоб стать единственным и неповторимым героем. Прекрасный фильм, смотреть рекомендуется в любом возрасте, как дамам, так и мужчинам – кому-то понравиться интрига любовная. Кому-то – заговоры придворных или всесильных графов, хороши и массовые батальные сцены: «страшные и ужасные» войска прибывших из Африки Аль-Морравидов тоже показаны не карикатурно.