Один из первых комиксов – или «Горькое лекарство для романтиков».
Последнее время в моду вошло снимать картины по комиксам, или – если комикс серьезный, по «графическим романам». Шестидесяти четырехлетний Дж. Харди (автор крепкого, но не слишком успешного исторического проекта «1066») снял фильм по серии из шести гравюр английского художника XVIII века Хогарта. В итоге получился мощный, во многом шокирующий фильм, который, тем не менее, следовало бы включить в школьную программу. Что общего у гравюр 18-ого столетия и современной молодежи? Да хоть выбор будущей профессии! Да и нравственные нормы – как и последствия их нарушения, - на самом-то деле не изменились с допотопных времен, человеческой природе нет дела до того, при каком строе искать самоутверждения и удовлетворения: при монархии, при самой современной демократии (не случайно в фильме виды старинного Лондона сопровождаются короткими полицейскими сводками из 21-ого века) или при кровавом тоталитарном режиме.
Юная девушка из глубокой провинции приезжает в столицу. «Я разбогатею быстрее, чем вы, мистер Хогарт!» - сообщает она при знакомстве в ночном клубе, ох, простите, – в элитной таверне, художнику, еще только ищущему свой творческий путь. И в самом деле: пока она может похвалиться тем, что еще не примелькалась по кабакам (борделям), пока не угробила здоровье и бодрость на своей работе с «ненормированным рабочим днем», она может стать подлинной светской львицей, способной заказать свои портреты тому же художнику. И посмеявшись над ним, еще и дать ему на чай.
Но без связей, без отца-демократа или мамы-сенатора в светских львицах провинциалке не удержаться. Фильм полон удивительного синтеза достоверного (даже натуралистичного – чего стоят сцены со «свиной кровью» или позорным столбом) исторического кино с фильмом-рассуждением, притчей, в которой каждый найдет себе тему для размышления. Не только о «судьбе проститутки». Хотя дамы, после просмотра, обычно находят повод поразмышлять о бесправном положении шлюх в суровой реальности эпохи Просвещения. Что ж, мужчины смогут поразмыслить о столь же удручающем бесправии красивых сутенеров и пригожих бандитов в те дикие времена – ни адвокатов, ни благосклонного общественного мнения или демонстраций в защиту, сразу в колодки и смерть. А кто-то оценит неприкрашенные виды Лондона и детали бизнеса художника, для которого его рисунки – одновременно и творчество, и единственный способ прокормиться. (Кстати, реальный Хогарт – конечно, ни за что не ставший бы влюбленно целовать сифилитические язвы, и не влюбившийся, как по сюжету, в некую проститутку, - был очень цепким бизнесменом, по сути, изобретшим «комиксы», хотя оттиски с гравюр по его картинам продавались ограниченными тиражами и исключительно состоятельным людям). А часть зрителей, как я, оценят приметы времени: коктейль джина с серной кислотой «для крепости», «уринотерапию» (вот, оказывается, еще когда изобрели!), порох и ртуть, как панацею от сифилиса. И цифру 6 миллионов литров, выпиваемую в Лондоне того времени в год.
Шутки – шутками, но более мрачного фильма (да еще и ТВ-проекта!) я давно не смотрел. Но мрачны и «репортажи» из нашего времени о педофилах - к слову, Харди оказался пророком, через семь лет после выхода картины вся Англия ужаснулась при аресте банды арабов, торговавших девочками из школ города Оксфорда (см. «Гардиан» 2013 год). Даже придуманная Харди любовь в нем – отнюдь не светлое возвышенное чувство и только усиливает ощущение безнадёжности «светского бизнеса» героини. Да и мечты её меняются – неплохо зарабатывая на первых порах, она верит, что покорит мир, позже, трудясь «за шиллинг и пенс», грезит о «квартирке и ребенке». Увы, поздно. На мой (мужской взгляд) нет ничего сильнее сцены между художником и Мэри в тюрьме и встречи той – уже больной сифилисом – с женой художника «ЭТО ВАШИ ДЕТИ?». Эта сцена, как и следующая, с Мэри, её бандитом-сообщником, ребёнком и художником способствуют излечению наивных романтиков. Впрочем, как и весь фильм.
P.S.: Чуть не забыл – Зои Теппер (Мэри) достойна «Оскара», не менее, чем, скажем, К. Уинселет - за роль в «Чтеце». Жаль, жаль, что это лишь телевизионный фильм. Впрочем, я бы номинировал и режиссера со сценаристами.
Юная девушка из глубокой провинции приезжает в столицу. «Я разбогатею быстрее, чем вы, мистер Хогарт!» - сообщает она при знакомстве в ночном клубе, ох, простите, – в элитной таверне, художнику, еще только ищущему свой творческий путь. И в самом деле: пока она может похвалиться тем, что еще не примелькалась по кабакам (борделям), пока не угробила здоровье и бодрость на своей работе с «ненормированным рабочим днем», она может стать подлинной светской львицей, способной заказать свои портреты тому же художнику. И посмеявшись над ним, еще и дать ему на чай.
Но без связей, без отца-демократа или мамы-сенатора в светских львицах провинциалке не удержаться. Фильм полон удивительного синтеза достоверного (даже натуралистичного – чего стоят сцены со «свиной кровью» или позорным столбом) исторического кино с фильмом-рассуждением, притчей, в которой каждый найдет себе тему для размышления. Не только о «судьбе проститутки». Хотя дамы, после просмотра, обычно находят повод поразмышлять о бесправном положении шлюх в суровой реальности эпохи Просвещения. Что ж, мужчины смогут поразмыслить о столь же удручающем бесправии красивых сутенеров и пригожих бандитов в те дикие времена – ни адвокатов, ни благосклонного общественного мнения или демонстраций в защиту, сразу в колодки и смерть. А кто-то оценит неприкрашенные виды Лондона и детали бизнеса художника, для которого его рисунки – одновременно и творчество, и единственный способ прокормиться. (Кстати, реальный Хогарт – конечно, ни за что не ставший бы влюбленно целовать сифилитические язвы, и не влюбившийся, как по сюжету, в некую проститутку, - был очень цепким бизнесменом, по сути, изобретшим «комиксы», хотя оттиски с гравюр по его картинам продавались ограниченными тиражами и исключительно состоятельным людям). А часть зрителей, как я, оценят приметы времени: коктейль джина с серной кислотой «для крепости», «уринотерапию» (вот, оказывается, еще когда изобрели!), порох и ртуть, как панацею от сифилиса. И цифру 6 миллионов литров, выпиваемую в Лондоне того времени в год.
Шутки – шутками, но более мрачного фильма (да еще и ТВ-проекта!) я давно не смотрел. Но мрачны и «репортажи» из нашего времени о педофилах - к слову, Харди оказался пророком, через семь лет после выхода картины вся Англия ужаснулась при аресте банды арабов, торговавших девочками из школ города Оксфорда (см. «Гардиан» 2013 год). Даже придуманная Харди любовь в нем – отнюдь не светлое возвышенное чувство и только усиливает ощущение безнадёжности «светского бизнеса» героини. Да и мечты её меняются – неплохо зарабатывая на первых порах, она верит, что покорит мир, позже, трудясь «за шиллинг и пенс», грезит о «квартирке и ребенке». Увы, поздно. На мой (мужской взгляд) нет ничего сильнее сцены между художником и Мэри в тюрьме и встречи той – уже больной сифилисом – с женой художника «ЭТО ВАШИ ДЕТИ?». Эта сцена, как и следующая, с Мэри, её бандитом-сообщником, ребёнком и художником способствуют излечению наивных романтиков. Впрочем, как и весь фильм.
P.S.: Чуть не забыл – Зои Теппер (Мэри) достойна «Оскара», не менее, чем, скажем, К. Уинселет - за роль в «Чтеце». Жаль, жаль, что это лишь телевизионный фильм. Впрочем, я бы номинировал и режиссера со сценаристами.