PRO+
Пора листопада для финского парня
Супружеская пара давно живет в своем небольшом доме на хуторе. Жизнь проходит неторопливо, а крестьянская работа, как известно, не терпит суеты. Благополучная жизнь привносит покой в сердце, Юха и Мария не желают потерять друг друга. Неожиданное появление казановы Шемейки вносит разлад в семейные отношения, в итоге благочестивая супруга меняет налаженный быт на свободную от обязательств жизнь, наполненную удовольствиями. Но вскоре праздничное настроение покидает Марию, она сталкивается с жестокой реальностью.
Что режиссер вложил в основу фильма?
Создание картины Юха стало возможным благодаря произведению финского писателя Юхани Ахо. В книге автором поднимается тема, имеющая значение для каждого финна - достоверность преоткрытия исторических фактов, осмысление прошлых ошибок. Эмоциональная подача превращает художественную ленту в стилистике 50-х годов в мелодраму, наполненную разными метафорами.
При прочтении книги трудно было обозначить временные рамки событий, но судя по фильму - это XVII век, время политического дисбаланса с полупрозрачной «приграничной» реальностью. И только настоящий знаток кинематографа может усмотреть в предательском уходе Марии символичность прошлого события, а именно нахождение Финляндии в составе России.
Режиссер несколько видоизменил подачу напечатанного материала, все происходящее отодвинул в 20 век, изначально намереваясь проложить путь соблазнителя в хутор из Петербурга. Но решительность в данном вопросе оставила мастера. Шемейка (актер Андре Вилмс) пребывает из Хельсинки, черт его понес в неизвестный хуторок! И это не первая и не последняя работа французского актера с режиссером.
Нельзя четко определить картину Юха к разряду немого кино, не смотря на действия режиссера, отказавшегося использовать при съемках цветное изображение и речь. Автор просто хотел наполнить свой проект особым индивидуальным звучанием. Очень интересно наблюдать и слушать происходящее на экране: эпизод развивается и вдруг слышится громкий звук, который издает захлопнувшаяся дверь или заработавший автомобильный двигатель. И в немом кино бывают исключительные по содержанию моменты.
В данной картине Каурисмяки показывает свое видение сюжета, наполненного минималистской логикой. Полупрозрачные диалоги становятся невесомыми, взгляды и мимика лиц обретает особый смысл. Прелесть немых моментов подчеркивает случайно возникший звук.
Во время съемок только режиссер знал, что получится в итоге. Съемочная бригада и актерский состав находились в неведении, читали сценарий, заучивали незнакомые фразы и интонации. Только дальнейшие события показали, насколько они ошибались - звук не был в приоритете!
Режиссер рассказывает о своей стране, о том мире, которого больше нет, в привычном понимании. Настоящая Финляндия прошлой эпохи, незнакомой для современного молодого обывателя, в большинстве своем разрушающем моральные устои, собственное «я», протаптывая широкие тропки в традиционном порядке.
Именно у Каурисмяки получилось показать истинное лицо соотечественника - веселого, несдержанного, темпераментного и доброго. Его родина со своими нравами и устоями заслуживает интереса публики, существующей за пределами территориальных границ.
Что режиссер вложил в основу фильма?
Создание картины Юха стало возможным благодаря произведению финского писателя Юхани Ахо. В книге автором поднимается тема, имеющая значение для каждого финна - достоверность преоткрытия исторических фактов, осмысление прошлых ошибок. Эмоциональная подача превращает художественную ленту в стилистике 50-х годов в мелодраму, наполненную разными метафорами.
При прочтении книги трудно было обозначить временные рамки событий, но судя по фильму - это XVII век, время политического дисбаланса с полупрозрачной «приграничной» реальностью. И только настоящий знаток кинематографа может усмотреть в предательском уходе Марии символичность прошлого события, а именно нахождение Финляндии в составе России.
Режиссер несколько видоизменил подачу напечатанного материала, все происходящее отодвинул в 20 век, изначально намереваясь проложить путь соблазнителя в хутор из Петербурга. Но решительность в данном вопросе оставила мастера. Шемейка (актер Андре Вилмс) пребывает из Хельсинки, черт его понес в неизвестный хуторок! И это не первая и не последняя работа французского актера с режиссером.
Нельзя четко определить картину Юха к разряду немого кино, не смотря на действия режиссера, отказавшегося использовать при съемках цветное изображение и речь. Автор просто хотел наполнить свой проект особым индивидуальным звучанием. Очень интересно наблюдать и слушать происходящее на экране: эпизод развивается и вдруг слышится громкий звук, который издает захлопнувшаяся дверь или заработавший автомобильный двигатель. И в немом кино бывают исключительные по содержанию моменты.
В данной картине Каурисмяки показывает свое видение сюжета, наполненного минималистской логикой. Полупрозрачные диалоги становятся невесомыми, взгляды и мимика лиц обретает особый смысл. Прелесть немых моментов подчеркивает случайно возникший звук.
Во время съемок только режиссер знал, что получится в итоге. Съемочная бригада и актерский состав находились в неведении, читали сценарий, заучивали незнакомые фразы и интонации. Только дальнейшие события показали, насколько они ошибались - звук не был в приоритете!
Режиссер рассказывает о своей стране, о том мире, которого больше нет, в привычном понимании. Настоящая Финляндия прошлой эпохи, незнакомой для современного молодого обывателя, в большинстве своем разрушающем моральные устои, собственное «я», протаптывая широкие тропки в традиционном порядке.
Именно у Каурисмяки получилось показать истинное лицо соотечественника - веселого, несдержанного, темпераментного и доброго. Его родина со своими нравами и устоями заслуживает интереса публики, существующей за пределами территориальных границ.