Пушки русского крейсера, английские диверсанты и... «Звездные войны».
Не в пример «Тревожному месяцу…» Л. Осыка по повести В. Смирнова, американец Дж. Л Томпсон доказал, что, при наличии великолепного сценария, Голливуд может снимать шикарное военно-приключенческое кино. Не побоюсь назвать этот фильм эталоном превращения отличного романа в зрелищный боевик.
В самом начале фильма нас кратко знакомят с обстановкой на средиземноморском театре военных действий: англичане не так давно потерпели унизительное поражение на Крите, где более 40 тысяч гарнизона сдалось менее многочисленному немецкому воздушному десанту, США еще не вступили в войну (пусть никого не вводит в заблуждение «англо-американский» состав диверсионной группы – янки, в тот период, являлись как раз «террористами-добровольцами»). Гитлеровцы продолжают захватывать острова, подбираясь к Мальте. Захватив остров Навароне, они устанавливают на нем дальнобойные орудия, которые мешают англичанам провести эвакуацию гарнизонов морем. Теперь только диверсанты могут спасти Владычицу морей.
И они спасают: альпинист Мэллори (Грегори Пек) помогает диверсионной группе проникнуть на остров, поднявшись по скалам. Но в «горных егерях» Рейха, охраняющих остров, тоже служит опытный альпинист (Мэллори был знаком с ним до войны), который допускает, что этот подъем возможен. Не обходится и без предательства – и вот группу в полном составе задерживают, и садисты из «СС» выступают в своем амплуа. Однако англичан спасут хладнокровие капитана Мэллори, греческая хитрость Ставроса и американский прагматизм «мясника» Брауна. А если проще - мастерство сценариста и блестящая игра великолепного (во всяком случае, «сыгравшегося» в этой картине) трио: Пека, Куина и Д. Нивена. И они, не без помощи самоотверженных и коварных гречанок из подполья, взорвут-таки проклятые пушки, которые и сами по себе заслуживают зрительского внимания: в фильме сняты реальные орудия с русского линкора еще Первой Мировой, «Императрицы Марии».
Фильм очень яркий, очень напряженный, зрелищный: мало того, что действие происходит на фоне красивейших пейзажей Родоса (впоследствии греки, восхищённые сценическим мастерством Энтони Куина, сыгравшего, к тому же, роль их «земляка», грека Андре Ставроса, назвали одну из бухт на острове в честь актера), так еще и обогнавшие свое время спецэффекты! Недаром «Оскар» - из семи номинаций! – был присужден именно за них.
Вышедший из-под пера знаменитого автора боевиков прошлого века Алистера Маклина бестселлер «Пушки крепости Навароне» сам по себе необычайно «кинематографичен» - читая книгу, так и представляешь себе все события в киноформате. Диалоги, краткие, но емкие описания, характеры членов необычной диверсионной группы, так и просятся в сценарий. И Томпсон доказал, что с воображением у него дела обстоят несравненно лучше, чем у рядового читателя – иначе фильм не стал бы таким знаменитым. Причем, знаменитым не только сразу после выхода на экраны. Когда будете смотреть – обратите внимание на сцену взрыва пороховых погребов на немецкой батарее. Ничего не напоминает? Впрочем, Дж. Лукас и не скрывал, что «позаимствовал» этот эпизод для взрыва «Звезды Смерти» в своих эпических «Звездных войнах». Уверен, после просмотра вам захочется посмотреть и продолжение, («Десять с Навароне»), но.. лучше этого не делать. Конечно, Г. Пека там заменил молодой Х. Форд, но картина о бравых британских диверсантах и югославских партизанах вышла очень и очень средней, и лучше поискать другой фильм по роману Маклина «Два дня и три ночи» - «Когда пробьет восемь склянок».
В самом начале фильма нас кратко знакомят с обстановкой на средиземноморском театре военных действий: англичане не так давно потерпели унизительное поражение на Крите, где более 40 тысяч гарнизона сдалось менее многочисленному немецкому воздушному десанту, США еще не вступили в войну (пусть никого не вводит в заблуждение «англо-американский» состав диверсионной группы – янки, в тот период, являлись как раз «террористами-добровольцами»). Гитлеровцы продолжают захватывать острова, подбираясь к Мальте. Захватив остров Навароне, они устанавливают на нем дальнобойные орудия, которые мешают англичанам провести эвакуацию гарнизонов морем. Теперь только диверсанты могут спасти Владычицу морей.
И они спасают: альпинист Мэллори (Грегори Пек) помогает диверсионной группе проникнуть на остров, поднявшись по скалам. Но в «горных егерях» Рейха, охраняющих остров, тоже служит опытный альпинист (Мэллори был знаком с ним до войны), который допускает, что этот подъем возможен. Не обходится и без предательства – и вот группу в полном составе задерживают, и садисты из «СС» выступают в своем амплуа. Однако англичан спасут хладнокровие капитана Мэллори, греческая хитрость Ставроса и американский прагматизм «мясника» Брауна. А если проще - мастерство сценариста и блестящая игра великолепного (во всяком случае, «сыгравшегося» в этой картине) трио: Пека, Куина и Д. Нивена. И они, не без помощи самоотверженных и коварных гречанок из подполья, взорвут-таки проклятые пушки, которые и сами по себе заслуживают зрительского внимания: в фильме сняты реальные орудия с русского линкора еще Первой Мировой, «Императрицы Марии».
Фильм очень яркий, очень напряженный, зрелищный: мало того, что действие происходит на фоне красивейших пейзажей Родоса (впоследствии греки, восхищённые сценическим мастерством Энтони Куина, сыгравшего, к тому же, роль их «земляка», грека Андре Ставроса, назвали одну из бухт на острове в честь актера), так еще и обогнавшие свое время спецэффекты! Недаром «Оскар» - из семи номинаций! – был присужден именно за них.
Вышедший из-под пера знаменитого автора боевиков прошлого века Алистера Маклина бестселлер «Пушки крепости Навароне» сам по себе необычайно «кинематографичен» - читая книгу, так и представляешь себе все события в киноформате. Диалоги, краткие, но емкие описания, характеры членов необычной диверсионной группы, так и просятся в сценарий. И Томпсон доказал, что с воображением у него дела обстоят несравненно лучше, чем у рядового читателя – иначе фильм не стал бы таким знаменитым. Причем, знаменитым не только сразу после выхода на экраны. Когда будете смотреть – обратите внимание на сцену взрыва пороховых погребов на немецкой батарее. Ничего не напоминает? Впрочем, Дж. Лукас и не скрывал, что «позаимствовал» этот эпизод для взрыва «Звезды Смерти» в своих эпических «Звездных войнах». Уверен, после просмотра вам захочется посмотреть и продолжение, («Десять с Навароне»), но.. лучше этого не делать. Конечно, Г. Пека там заменил молодой Х. Форд, но картина о бравых британских диверсантах и югославских партизанах вышла очень и очень средней, и лучше поискать другой фильм по роману Маклина «Два дня и три ночи» - «Когда пробьет восемь склянок».