Момент Истины российского кино на международном уровне.
До выхода этого замечательного фильма, я как и миллионы поклонников, читая и перечитывая «Момент Истины», безумно жалел, что литовский режиссер Жалакявичюс так и не доснял свою экранизацию в 1975 году. Пусть у него члены «группы Алехина» сами говорили с лёгким акцентом (литовские актеры), пусть они походили больше на волосатых и бородатых Рэмбо (сам не видел, но по газетам тех лет впечатление можно составить), но был бы фильм! Однако же, при просмотре кинокартины «В августе 44-ого» украинца Л. Пташука, нельзя не сказать, что все, что ни делается – к лучшему.
Конечно, в фильме запорота «линия генералов» - к примеру, в романе заместители наркомов и командующих армий очень ярко обсуждают плюсы и минусы «войсковой операции», да так что кто-то падает в обморок, у кого-тио из боевых офицеров начинается приступ аллергической астмы. В фильме же лишь вздыхают: «ну, раз Сталин велел…». Не поймет не читавший романа человек и почему патриот и сталинец капитан Аникушикин (сын кремлевской шишки, добровольно пошедший на фронт и воевавший на передовой с 42-ого года), сознательно решил сорвать сотрудникам «СМЕРШ» задержание.
Впрочем, эту сцену смог бы снять разве что величайший режиссер мира – к примеру, О. Стоун в лучшие годы. Или, скорее – Хичкок, если бы снимал о войне. Зато все остальное в фильме достойно похвал, хотя картина и не понравилась Богомолову. Но скончавшийся в позапрошлом году (почти одновременно с режиссером картины) писатель был человеком сложным, гордым: к примеру, он отказывался писать «Момент Истины-2», хотя ему и предлагали запредельные гонорары, чего, конечно же, не понять нынешним литераторам. И надо сказать, что, хотя имя Богомолова, как сценариста и консультанта, удалено из титров (по его настоянию), первые две трети фильма, снятые с его помощью, - тянут на Шедевр Мирового Кино. – Что очень странно, если учитывать состояние российского кино в 21 веке. И в этом несомненная заслуга режиссёра и актеров. Но мы можем наслаждаться великолепно снятыми – в «реальном времени», то есть без всяких там пятиминутных прицеливаний или идиотских сальто, - боевыми сценами, не удастся поскучать и на традиционно непопулярных у зрителей сценах с совещаниями, увлекательно показана и кропотливая повседневная работа контрразведчиков с «фактиками и гипотезами», по выражению «волкодава» Таманцева.
Отдельно нужно сказать о блестящем подборе актеров. Бывший волкодав, ныне более работающий по «оперативной части» глава группы, капитан Алехин (агроном по довоенной профессии!) показан вовсе не бумажным аналитиком (а такой соблазн мог возникнуть), нет, благодаря игре Е. Миронова, вниманию актера к деталям образа мы понимаем, что и этот парень может скрутить диверсанта, просто, у Таманцева, как более молодого, это получится чуть лучше, поэтому Алехин и выступает своего рода «полевым аналитиком». Ну и апофеоз – игра Евгения Миронова в сцене задержания. Впрочем, кто не смотрел, пусть сам убедиться – за такое вот и нужно давать всяких «Оскаров». Мне лично, как фанату романа, поначалу не понравился Влад Галкин в роли Таманцева – хороший актер, но если кто помнит книгу, не может не знать, что Таманцев – высоченный «по-кавказски горбоносый» брюнет из Новороссийска, На «южном» характере персонажа построено и большинство его реакций, реплик. Но, видимо, Галкину тоже нравится книга, потому что сыграл он, конечно же, впечатляюще. Если совсем честно, я вообще не мог предположить, что этот актер способен подниматься на такие высоты, как в концовке фильма: балагурство сначала, гигантское напряжение в засаде
и филигранная буффонада при «экстренно потрошении» радиста – впечатляют. (Задумавшись, великодушно: «А Галкину – второй «Оскар»! Жаль, в дальнейшем ему так и не попалось такой же сильной роли).
Из других эпизодов нельзя не отметить великолепную сцену новичка «СМЕРША» Блинова (Ю.Колокольников) с однополчанами на вокзале, и, совсем уж мимолетное, но очень проникновенное появление на экране Каронины Грушка в роли возлюбленной немецкого диверсанта – вынужденной после прихода нашей армии крестьянствовать бывшей горничной Юлии.
Нельзя не сказать и еще об одной эпизодической роли – польку панну Гролинскую играет польская же звезда кино Беата Тышкевич. Интересно, что Польше роман (наверное и фильм? – о фильме не знаю) «Момент Истины» запрещен к переводу.
Смотрите, наслаждайтесь, будущие режиссеры и сценаристы – учитесь. Фильм, в котором интеллектуальная составляющая драмы ничуть не мешает динамизму, боевик, в котором герои (как «СМЕРШ», так и немецкие диверсанты) куда больше дружат с головой, чем в любой из картин жанра.
Конечно, в фильме запорота «линия генералов» - к примеру, в романе заместители наркомов и командующих армий очень ярко обсуждают плюсы и минусы «войсковой операции», да так что кто-то падает в обморок, у кого-тио из боевых офицеров начинается приступ аллергической астмы. В фильме же лишь вздыхают: «ну, раз Сталин велел…». Не поймет не читавший романа человек и почему патриот и сталинец капитан Аникушикин (сын кремлевской шишки, добровольно пошедший на фронт и воевавший на передовой с 42-ого года), сознательно решил сорвать сотрудникам «СМЕРШ» задержание.
Впрочем, эту сцену смог бы снять разве что величайший режиссер мира – к примеру, О. Стоун в лучшие годы. Или, скорее – Хичкок, если бы снимал о войне. Зато все остальное в фильме достойно похвал, хотя картина и не понравилась Богомолову. Но скончавшийся в позапрошлом году (почти одновременно с режиссером картины) писатель был человеком сложным, гордым: к примеру, он отказывался писать «Момент Истины-2», хотя ему и предлагали запредельные гонорары, чего, конечно же, не понять нынешним литераторам. И надо сказать, что, хотя имя Богомолова, как сценариста и консультанта, удалено из титров (по его настоянию), первые две трети фильма, снятые с его помощью, - тянут на Шедевр Мирового Кино. – Что очень странно, если учитывать состояние российского кино в 21 веке. И в этом несомненная заслуга режиссёра и актеров. Но мы можем наслаждаться великолепно снятыми – в «реальном времени», то есть без всяких там пятиминутных прицеливаний или идиотских сальто, - боевыми сценами, не удастся поскучать и на традиционно непопулярных у зрителей сценах с совещаниями, увлекательно показана и кропотливая повседневная работа контрразведчиков с «фактиками и гипотезами», по выражению «волкодава» Таманцева.
Отдельно нужно сказать о блестящем подборе актеров. Бывший волкодав, ныне более работающий по «оперативной части» глава группы, капитан Алехин (агроном по довоенной профессии!) показан вовсе не бумажным аналитиком (а такой соблазн мог возникнуть), нет, благодаря игре Е. Миронова, вниманию актера к деталям образа мы понимаем, что и этот парень может скрутить диверсанта, просто, у Таманцева, как более молодого, это получится чуть лучше, поэтому Алехин и выступает своего рода «полевым аналитиком». Ну и апофеоз – игра Евгения Миронова в сцене задержания. Впрочем, кто не смотрел, пусть сам убедиться – за такое вот и нужно давать всяких «Оскаров». Мне лично, как фанату романа, поначалу не понравился Влад Галкин в роли Таманцева – хороший актер, но если кто помнит книгу, не может не знать, что Таманцев – высоченный «по-кавказски горбоносый» брюнет из Новороссийска, На «южном» характере персонажа построено и большинство его реакций, реплик. Но, видимо, Галкину тоже нравится книга, потому что сыграл он, конечно же, впечатляюще. Если совсем честно, я вообще не мог предположить, что этот актер способен подниматься на такие высоты, как в концовке фильма: балагурство сначала, гигантское напряжение в засаде
и филигранная буффонада при «экстренно потрошении» радиста – впечатляют. (Задумавшись, великодушно: «А Галкину – второй «Оскар»! Жаль, в дальнейшем ему так и не попалось такой же сильной роли).
Из других эпизодов нельзя не отметить великолепную сцену новичка «СМЕРША» Блинова (Ю.Колокольников) с однополчанами на вокзале, и, совсем уж мимолетное, но очень проникновенное появление на экране Каронины Грушка в роли возлюбленной немецкого диверсанта – вынужденной после прихода нашей армии крестьянствовать бывшей горничной Юлии.
Нельзя не сказать и еще об одной эпизодической роли – польку панну Гролинскую играет польская же звезда кино Беата Тышкевич. Интересно, что Польше роман (наверное и фильм? – о фильме не знаю) «Момент Истины» запрещен к переводу.
Смотрите, наслаждайтесь, будущие режиссеры и сценаристы – учитесь. Фильм, в котором интеллектуальная составляющая драмы ничуть не мешает динамизму, боевик, в котором герои (как «СМЕРШ», так и немецкие диверсанты) куда больше дружат с головой, чем в любой из картин жанра.