PRO+
Маленький человек и большой телевизор
Итальянский режиссер Маттео Гарроне снял кино в классическом итальянском стиле неореализма. В центре киноповествования, естественно, маленький человек: мелкий лавочник, торгуюший рыбой, Лучано, - представитель социальных низов с его маленькими заботами и мечтами.
Вызывает особый интерес информация о том, что исполнитель роли "маленького человека" Аньелло Арена - преступник, получивший пожизненный приговор за убийство троих человек. В своей далекой молодости этот новоявленный актер, участвуя в мафиозных разборках, наказал представителей враждебной группировки за неуплаченный долг.
Режиссерский проект Гарроне «Реальность» оправдал свое название, открыв, хоть и ненадолго, для 44-летнего заключенного дверь в новый мир, спустя 20 лет, проведенных за решеткой.
Но Гарроне не был оригинален в области актерского кастинга. Практически в то же время братья Тавиани снимают «Цезарь должен умереть» с заключенными в главных ролях.
Чем объясняется такая специфика в выборе актеров? Навряд ли, попыткой режиссеров наставить преступников на путь истинный, да и не их это обязанность. Скорее, здесь делается ставка на силу актерской игры в условиях единственной возможности, пускай условно, но стать полноправным членом общества, надев маску своего персонажа.
И в «Реальности» Аньелло Арена прекрасно справляется с предложенной ему ролью.
Вероятно потому, что тюрьма, лишая человека самого главного: свободы распоряжения собственной жизнью, - а пожизненное заключение, блокируя все возможные пути развития событий, оставляя только один неизменный, - поворачивают его лицом к собственной ничтожности и беспомощности в этом мире.
Но итальянскому неораелизму не свойственно нагнетать трагедийность, в нем, как и в жизни, трагедия сливается с комедией. Веселый нрав и любовь к юмору - отличительные черты характера Лучано. Именно они и становятся поводом для кардинальных жизненных перемен.
Герой Арена как может крутится в своем маленьком мирке до тех пор, пока не сталкивается с монстром ХХ века – телевидением, а точнее с возможностью попасть внутрь телевизора. Желание стать участником реалити-шоу буквально переворачивает его жизнь.
Подстрекаемый родней, Лучано проходит кастинг популярного телепроекта «Большой брат». Организаторы шоу утверждают его в мысли об уникальности собственного комедийного дара, который может реализоваться в полной мере только на телевидении. Сформированная мечта отвергает привычное самоощущение героя. Маленький человек получает возможность роста.
Новая реальность не имеет границ, шагнув в нее, герой становится ее частью, вырастает до ее размеров. Телешоу - решение проблемы маленького человека в современном мире.
В «Реальности» переворот в жизни героя оборачивается переворотом его сознания. Он теряет ощущение действительности происходящего. Маленький человек становится жертвой обманчивой иллюзии – таково развитие этой вечной темы в ХХI веке в трактовке Маттео Гарроне.
Вызывает особый интерес информация о том, что исполнитель роли "маленького человека" Аньелло Арена - преступник, получивший пожизненный приговор за убийство троих человек. В своей далекой молодости этот новоявленный актер, участвуя в мафиозных разборках, наказал представителей враждебной группировки за неуплаченный долг.
Режиссерский проект Гарроне «Реальность» оправдал свое название, открыв, хоть и ненадолго, для 44-летнего заключенного дверь в новый мир, спустя 20 лет, проведенных за решеткой.
Но Гарроне не был оригинален в области актерского кастинга. Практически в то же время братья Тавиани снимают «Цезарь должен умереть» с заключенными в главных ролях.
Чем объясняется такая специфика в выборе актеров? Навряд ли, попыткой режиссеров наставить преступников на путь истинный, да и не их это обязанность. Скорее, здесь делается ставка на силу актерской игры в условиях единственной возможности, пускай условно, но стать полноправным членом общества, надев маску своего персонажа.
И в «Реальности» Аньелло Арена прекрасно справляется с предложенной ему ролью.
Вероятно потому, что тюрьма, лишая человека самого главного: свободы распоряжения собственной жизнью, - а пожизненное заключение, блокируя все возможные пути развития событий, оставляя только один неизменный, - поворачивают его лицом к собственной ничтожности и беспомощности в этом мире.
Но итальянскому неораелизму не свойственно нагнетать трагедийность, в нем, как и в жизни, трагедия сливается с комедией. Веселый нрав и любовь к юмору - отличительные черты характера Лучано. Именно они и становятся поводом для кардинальных жизненных перемен.
Герой Арена как может крутится в своем маленьком мирке до тех пор, пока не сталкивается с монстром ХХ века – телевидением, а точнее с возможностью попасть внутрь телевизора. Желание стать участником реалити-шоу буквально переворачивает его жизнь.
Подстрекаемый родней, Лучано проходит кастинг популярного телепроекта «Большой брат». Организаторы шоу утверждают его в мысли об уникальности собственного комедийного дара, который может реализоваться в полной мере только на телевидении. Сформированная мечта отвергает привычное самоощущение героя. Маленький человек получает возможность роста.
Новая реальность не имеет границ, шагнув в нее, герой становится ее частью, вырастает до ее размеров. Телешоу - решение проблемы маленького человека в современном мире.
В «Реальности» переворот в жизни героя оборачивается переворотом его сознания. Он теряет ощущение действительности происходящего. Маленький человек становится жертвой обманчивой иллюзии – таково развитие этой вечной темы в ХХI веке в трактовке Маттео Гарроне.