К ВЕРШИНАМ СОВЕТСКОГО КИНО ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ.
Одно из самых сильных в советском кинематографе попаданий в цель, когда отличная книга (В. Смирнова, автора «Тревожного месяца…» и менее известного писателя Л. Болгарина), после экранизации её великолепной творческой группой режиссера Григория Липшица – к сожалению, не выяснил имена операторов и сценаристов, - стала одним из самых сильных, эпических фильмов о человеке на Великой Отечественной войне.
Редкий случай, когда фильм явно превосходит литературный первоисточник. Подобное могло получиться, в первую очередь, благодаря великолепному видению сценария режиссером – Липшиц из самого небольшого, казалось бы, малозначимого и занимающего в повести Смирнова и Болгарина всего пару строк эпизода, смог сделать отличную по кинематографическому исполнению, восхищающую зрителя то лиричностью, то боевым героизмом, то просто – размышлениями людей о собственной жизни.
В этом же – в превращении небольшой «военной повести» (правда, написанной мастерами), сыграл свою очень значимую роль и подбор актеров, проведенный с любовью и фантазией (истинным профессионализмом). Редчайший случай, когда показанные режиссером герои более колоритны, более «правдивы», чем те, которых рисовал в своем воображении читатель книги. Повторюсь, но «Обратной дороги нет» - тот исключительный фильм, в котором не только все актеры играют так, как того требуют режиссер и «обстоятельства», но и стопроцентно раскрывают персонажей.
Чего стоит сибиряк Андреев (актер - Алексей Чернов), мастер снайперского выстрела, не способной понять лишь одной простой вещи: «Откуда гады-предатели на земле берутся?». А веселый украинец, молодой Левушкин – рубаха-парень по жизни, но уже профессионал в нелегком деле лесного следопыта и разведчика! Вот мирная сцена меняется сценой боя – и он уже не балагурит, перед нами уже сосредоточенный боец. Талантливый химик, студент «Бертолет» (И. Ясулович), несмотря не нелепо порой сидящую на голове трофейную каску, влюбленная в него «скаженная» медсестра Галя (чудесная роль Галины Польских!), – олицетворяют ту часть нашего народа, что, вроде бы, и не имела наклонностей к войне, более того – воевать не должна бы, но, тем не менее, оказывала сопротивление фашизму порой более яростно, чем кадровые сержанты. Восхищаться можно каждым из сопровождающих обоз – великолепен образ «заматеревшего» «отбросившего глупости» «Левушкина», Гонты (в исполнении А. Январева), – это тот тип «яростного украинца», что закалился в непрерывных войнах на этой земле, пусть порой и в ущерб образованию.
Казалось бы, никак не выделяется сержант Митрохин – но в том и мастерство актерской игры Валерия Малышева, что его персонаж и не должен, ни в коем случае, именно выделяться – он услужлив и послушен с командирами, над Левушкиным или Бертолетом шутит именно в меру, а не обидно; находит общие темы и с парикмахером Берковичем (еще один чудесный персонаж, в исполнении актера Л. Лемке).
И, конечно же, при всех этих достоинствах, фильм не смог бы состояться без «звездной» игры Николая Олялина. Это позже актер будет часто сниматься в главных ролях в самых различных кинокартинах (в озеровском «Освобождении» и других), но в этом фильме Олялин заявил о себе как звезда первой величины. Не без помощи лично выбравшего его на эту роль Липшица и студийных гримеров: дело в том, что, по книге, майор Топорков выглядит значительно старше своих 28 лет после концлагеря, а Н. Олялину, на момент съемок, было ровно столько же лет! Но как он играет – то жестко приказывая, то мудро руководя отрядом смертников… - но ни на миг не забывает его персонаж о чести советского офицера.
Жаль, что нескоро нам удастся посмотреть новые фильмы о войне такого же качества.