Тринадцать с двойником.
Фильм Лу Антонио «Тринадцать на ужине» («Ужин для тринадцати) стоит особняком в числе фильмов с Устиновым в роли Пуаро – в нем не так много «оскароносных» актеров и других звезд, как обычно в полнометражных фильмах по произведениям Агаты Кристи (более десятка «звезд» в «Восточном Экспрессе» с Альбертом Фини, 5 лауреатов «Оскара» в «Смерти на Ниле»!).
Зато есть сам Устинов, прекрасная, в своей очень сложной (двойной!) роли Фэй Данауэй, лучший, на мой взгляд «Гастингс» мирового кинематографа в исполнении Джонатана Сесила и… Давид Суше! Нет, в фильме вовсе не два «Пуаро» - Суше играет инспектора Джапа, казалось бы, абсолютно не подходящую к типажу этого актера роль, но как же блестяще он это делает! Роль небольшая, не в пример писательнице, режиссер, похоже, решил, что нечего всяким там инспекторам болтаться под ногами у великого частного детектива, но каждое появление Дэвида Суше на сцене заставляет обращать внимание на многогранность этого прекрасного актера. Лично для меня, фильм «Ужин для тринадцати» явился даже более ярким, чем позднейший сериал, доказательством, насколько же Дэвид Суше талантливее Устинова, как актер – если Устинов, порой прибегая к откровенной буффонаде или заложенным А.Кристи в поведение своего героя «штампам характерных реакций и высказываний», «по капле выжимает» из себя Пуаро, (правда, иногда исключительно удачно), то Суше способен сыграть, как и гениального сыщика, так и его антипода, человека «рационального действия» - полицейского инспектора.
Фильм Антонио – редкий случай, когда остаешься в раздумьях: а не лучше ли экранизация самого первоисточника? В самом деле, непонятно почему (возможно из-за привлекательной для каждого режиссера возможности вдоволь поэксплуатировать тему «двойников»), режиссер решил экранизировать едва ли не самый слабый (впрочем, таких, «слабых», романов у Кристи не так и много) рассказ о бельгийском детективе. Нет, сам сыщик на высоте, как всегда, прекрасен и галантный Гастингс, но само преступление выглядит недостоверным. Рискнуть убить согласившегося на развод мужа только потому, что следующий претендент в супруги охотнее отдаст руку и сердце вдове, а не «разведенке»? Или даже пойти на двойное убийство? Надеяться, что никто – пусть даже и из незнакомых людей. – не раскусит маскарад артистки из телевизионного шоу в актрису мировой величины? – Как-то всё это слегка наивно, вам не кажется? Впрочем, Агата Кристи, любившая сочинять детективы «ради красивого убийства» позднее сама себя и спародировала в образе писательницу детективов Ариадны Оливер.
Прошу прощения за этот невольный спойлер, но, в случае с детективами Агаты Кристи, обычно и так догадываешься, кто именно убийца – в её романах интереснее процесс разоблачения злодея блистательным Пуаро. С этим же – с процессом расследования, в фильме все в порядке! Чего стоят хотя бы постоянные попытки Пуаро вручить подозреваемым дамам «не те» очки. А концовка, в которой, наконец, сойдутся все четыре замечательных актера – Устинов, Данауэй, Суше и, повторю, прекрасный в роли Гастингса Дж. Сесил, - и вовсе могла бы получить какую-нибудь премию за лучшую сцену в детективах.
Зато есть сам Устинов, прекрасная, в своей очень сложной (двойной!) роли Фэй Данауэй, лучший, на мой взгляд «Гастингс» мирового кинематографа в исполнении Джонатана Сесила и… Давид Суше! Нет, в фильме вовсе не два «Пуаро» - Суше играет инспектора Джапа, казалось бы, абсолютно не подходящую к типажу этого актера роль, но как же блестяще он это делает! Роль небольшая, не в пример писательнице, режиссер, похоже, решил, что нечего всяким там инспекторам болтаться под ногами у великого частного детектива, но каждое появление Дэвида Суше на сцене заставляет обращать внимание на многогранность этого прекрасного актера. Лично для меня, фильм «Ужин для тринадцати» явился даже более ярким, чем позднейший сериал, доказательством, насколько же Дэвид Суше талантливее Устинова, как актер – если Устинов, порой прибегая к откровенной буффонаде или заложенным А.Кристи в поведение своего героя «штампам характерных реакций и высказываний», «по капле выжимает» из себя Пуаро, (правда, иногда исключительно удачно), то Суше способен сыграть, как и гениального сыщика, так и его антипода, человека «рационального действия» - полицейского инспектора.
Фильм Антонио – редкий случай, когда остаешься в раздумьях: а не лучше ли экранизация самого первоисточника? В самом деле, непонятно почему (возможно из-за привлекательной для каждого режиссера возможности вдоволь поэксплуатировать тему «двойников»), режиссер решил экранизировать едва ли не самый слабый (впрочем, таких, «слабых», романов у Кристи не так и много) рассказ о бельгийском детективе. Нет, сам сыщик на высоте, как всегда, прекрасен и галантный Гастингс, но само преступление выглядит недостоверным. Рискнуть убить согласившегося на развод мужа только потому, что следующий претендент в супруги охотнее отдаст руку и сердце вдове, а не «разведенке»? Или даже пойти на двойное убийство? Надеяться, что никто – пусть даже и из незнакомых людей. – не раскусит маскарад артистки из телевизионного шоу в актрису мировой величины? – Как-то всё это слегка наивно, вам не кажется? Впрочем, Агата Кристи, любившая сочинять детективы «ради красивого убийства» позднее сама себя и спародировала в образе писательницу детективов Ариадны Оливер.
Прошу прощения за этот невольный спойлер, но, в случае с детективами Агаты Кристи, обычно и так догадываешься, кто именно убийца – в её романах интереснее процесс разоблачения злодея блистательным Пуаро. С этим же – с процессом расследования, в фильме все в порядке! Чего стоят хотя бы постоянные попытки Пуаро вручить подозреваемым дамам «не те» очки. А концовка, в которой, наконец, сойдутся все четыре замечательных актера – Устинов, Данауэй, Суше и, повторю, прекрасный в роли Гастингса Дж. Сесил, - и вовсе могла бы получить какую-нибудь премию за лучшую сцену в детективах.