"В каджунской "избушке" - свои погремушки!" или "Рэмбо тут не ходит!"
Этот фильм - не для всех. Более того, он и не для всех поклонников режиссера Уолтера Хилла.
Лично я, никак не ожидал от создателя «Джеронимо – легенды» и «Героя-одиночки», классных и кассовых вестернов для любого любителя жанра, такого интересного, необычного фильма о каджунах и об «особенностях американской армии».
Кадьены или каджуны (кстати, от этого слова произошла и фамилия актера Кейджа) – потомки многих тысяч французов, в основном, жителей бывших французских колоний, особый этнос в США, причем не слишком желающий сливаться с американской нацией. Живя, в основном, в Луизиане, они делятся на «городских» - а иначе откуда в Новом Орлеане знаменитый карнавал «Марди Гра»? - и охотников, трапперов, живущих в небольших городках, хижинах прямо болтах, где и добывают различное зверье и крокодилов. Конечно, фильм нам показывает ситуацию на 80-ые годы, и мне, к сожалению, неизвестно, как обстоит там дело на сегодняшний момент. Болота-то осушаются, глобализация с интеграцией все агрессивней наступают, но, думается, кадьены никуда не делись. Разве что теперь они не так резко реагируют на солдат армии США.
А ведь фильм снят почти «по реальным событиям» - 1973 году на этнической же почве индейцы в Южной Дакоте, в поселке Вундед-Ни, затеяли бой с полицией, национальной гвардией и армией. Правда, в фильме «Южное гостеприимство» ситуация развивается не совсем так, как в Дакоте. Ведь, в первую очередь это фильм об армии, о том, что она делает с ветеранами и призванными на сборы инженерами, какие психологические установки первым делом внедряет в сознание солдат. Вот и получается, что, если отделение запаздывает к точке сбора, можно украсть лодки у «местной деревенщины» (а лодки на болотах Луизианы – огромная ценность!), ты же исполняешь приказ! А, если кто-то начнет возмущаться, то ты же солдат, герой, и за твои грехи ответит (точнее – прикроет и защитит) Всемогущая Армия США – почему бы не выпустить очередь холостыми по деревенщине из местных охотников? А когда в ответ звучит прицельный выстрел в голову однополчанину, накатывает «праведная» ярость. Кто-то кого-то преследует, кто-то (таинственных стрелков нам не покажут до самого финала) продолжает стрелять, у ветеранов отделения, прошедших Вьетнам, сразу находятся припрятанные боевые патроны. Немного. Но поначалу им кажется, что на врагов патронов хватит.
А тем временем отделение окончательно утрачивает ориентиры – как нравственные, так и на местности. Бойцы понимают, что заблудились среди этих, торчащих из воды, огромных гниющих стволов. И постепенно их охватывает страх. В глубине души солдаты «затерянного отделения» понимают, что не правы, что что-то они делает не так. Отсюда – их страхи. Так, стоит увидеть восемь шкурок. вывешенных на просушку, они понимают это как знак: «Нас тоже теперь восемь!» А от внутренней паники до немотивированной агрессии – один шаг.
Фильм небогат событиями, но держит в напряжении при малейшем изменении вокруг героев – в болотах Луизианы может отыскаться хижина в самом необычном месте, с самыми странными обитателями. Однорукий браконьер? Дом взорвать. Самого – допросить. Не знает великого могучего языка? Английского? А, может, – зарезать его тогда в отместку за своего убитого? Кто-то полностью теряет человеческий облик, но другим не дают сорваться их воспоминания – ветераны (их всего двое), помнят, что смогли выжить на настоящей войне, а «мобилизованные» - стараются не забыть о своем положении в обществе. Но вот срывается один: «ни артиллерии, ни поддержки с воздуха – так не воюют»! Второй сходит с ума. Третий – попадает в хитроумно настороженную ловушку, вроде тех, что делал для преследователей Рэмбо. На этих кадрах мы понимаем, почему прославленный режиссер не взял фильм «звезд» (Пауэрс Бут, сыгравший знаменитого чандлеровского сыщика Марлоу в телевизионном фильме ничем в картине не выделяется), ему важно было показать, что солдаты, даже ветераны – вовсе не «киношные» герои. Нет среди них Рэмбо. Да и сам этот прославленный персонаж Сталлоне – смог бы он пройти по земле кадьенов? Даже на спасательном вертолете служат не супермены мысли – вертолет сесть не может, но с него «потеряшкам» можно было бы скинуть пайки или вымпел с компасом и ориентирами!
Таинственные болотные стрелки остаются безликими почти до конца картины, до момента попадания в село каджунов, в котором веревки для свиней воспринимаются солдатами уже как петли для виселиц. И с каким удивлением они обнаруживают не только глушь без телефона, но и французский уклад жизни поселка – вино или легкое пиво вместо виски, неторопливые разговоры, стремительные танцы, непривычная зажигательная музыка.
Обязательно досмотрите до самой концовки!
Многим фильм покажется скучным. Затянутым. Мне – очень понравился. Может, лишь потому, что я не ожидал такой серьезной картины от «мастера вестернов»?
Лично я, никак не ожидал от создателя «Джеронимо – легенды» и «Героя-одиночки», классных и кассовых вестернов для любого любителя жанра, такого интересного, необычного фильма о каджунах и об «особенностях американской армии».
Кадьены или каджуны (кстати, от этого слова произошла и фамилия актера Кейджа) – потомки многих тысяч французов, в основном, жителей бывших французских колоний, особый этнос в США, причем не слишком желающий сливаться с американской нацией. Живя, в основном, в Луизиане, они делятся на «городских» - а иначе откуда в Новом Орлеане знаменитый карнавал «Марди Гра»? - и охотников, трапперов, живущих в небольших городках, хижинах прямо болтах, где и добывают различное зверье и крокодилов. Конечно, фильм нам показывает ситуацию на 80-ые годы, и мне, к сожалению, неизвестно, как обстоит там дело на сегодняшний момент. Болота-то осушаются, глобализация с интеграцией все агрессивней наступают, но, думается, кадьены никуда не делись. Разве что теперь они не так резко реагируют на солдат армии США.
А ведь фильм снят почти «по реальным событиям» - 1973 году на этнической же почве индейцы в Южной Дакоте, в поселке Вундед-Ни, затеяли бой с полицией, национальной гвардией и армией. Правда, в фильме «Южное гостеприимство» ситуация развивается не совсем так, как в Дакоте. Ведь, в первую очередь это фильм об армии, о том, что она делает с ветеранами и призванными на сборы инженерами, какие психологические установки первым делом внедряет в сознание солдат. Вот и получается, что, если отделение запаздывает к точке сбора, можно украсть лодки у «местной деревенщины» (а лодки на болотах Луизианы – огромная ценность!), ты же исполняешь приказ! А, если кто-то начнет возмущаться, то ты же солдат, герой, и за твои грехи ответит (точнее – прикроет и защитит) Всемогущая Армия США – почему бы не выпустить очередь холостыми по деревенщине из местных охотников? А когда в ответ звучит прицельный выстрел в голову однополчанину, накатывает «праведная» ярость. Кто-то кого-то преследует, кто-то (таинственных стрелков нам не покажут до самого финала) продолжает стрелять, у ветеранов отделения, прошедших Вьетнам, сразу находятся припрятанные боевые патроны. Немного. Но поначалу им кажется, что на врагов патронов хватит.
А тем временем отделение окончательно утрачивает ориентиры – как нравственные, так и на местности. Бойцы понимают, что заблудились среди этих, торчащих из воды, огромных гниющих стволов. И постепенно их охватывает страх. В глубине души солдаты «затерянного отделения» понимают, что не правы, что что-то они делает не так. Отсюда – их страхи. Так, стоит увидеть восемь шкурок. вывешенных на просушку, они понимают это как знак: «Нас тоже теперь восемь!» А от внутренней паники до немотивированной агрессии – один шаг.
Фильм небогат событиями, но держит в напряжении при малейшем изменении вокруг героев – в болотах Луизианы может отыскаться хижина в самом необычном месте, с самыми странными обитателями. Однорукий браконьер? Дом взорвать. Самого – допросить. Не знает великого могучего языка? Английского? А, может, – зарезать его тогда в отместку за своего убитого? Кто-то полностью теряет человеческий облик, но другим не дают сорваться их воспоминания – ветераны (их всего двое), помнят, что смогли выжить на настоящей войне, а «мобилизованные» - стараются не забыть о своем положении в обществе. Но вот срывается один: «ни артиллерии, ни поддержки с воздуха – так не воюют»! Второй сходит с ума. Третий – попадает в хитроумно настороженную ловушку, вроде тех, что делал для преследователей Рэмбо. На этих кадрах мы понимаем, почему прославленный режиссер не взял фильм «звезд» (Пауэрс Бут, сыгравший знаменитого чандлеровского сыщика Марлоу в телевизионном фильме ничем в картине не выделяется), ему важно было показать, что солдаты, даже ветераны – вовсе не «киношные» герои. Нет среди них Рэмбо. Да и сам этот прославленный персонаж Сталлоне – смог бы он пройти по земле кадьенов? Даже на спасательном вертолете служат не супермены мысли – вертолет сесть не может, но с него «потеряшкам» можно было бы скинуть пайки или вымпел с компасом и ориентирами!
Таинственные болотные стрелки остаются безликими почти до конца картины, до момента попадания в село каджунов, в котором веревки для свиней воспринимаются солдатами уже как петли для виселиц. И с каким удивлением они обнаруживают не только глушь без телефона, но и французский уклад жизни поселка – вино или легкое пиво вместо виски, неторопливые разговоры, стремительные танцы, непривычная зажигательная музыка.
Обязательно досмотрите до самой концовки!
Многим фильм покажется скучным. Затянутым. Мне – очень понравился. Может, лишь потому, что я не ожидал такой серьезной картины от «мастера вестернов»?