PRO+
Апокалипсис: Вторая Мировая война
Тематика Второй Мировой войны по-прежнему остается одной из самых популярных у документалистов. Казалось бы, уже все сражения и аспекты войны изучены по нескольку раз и ничего новое не станет известным. Однако регулярно все новые и новые работники камеры и монтажного стола идут в архивы бумажных, фото- и кинодокументов и собирают материал для нового фильма. Стоит признать, что среди авторов фильмов иногда встречаются и оголтелые ревизионисты, но они почти всегда обречены, быть маргиналами и не иметь более-менее широкой популярности.
Работа с документами дело небыстрое, поэтому на создание фильма «Апокалипсис: Вторая Мировая война» ушло почти три года. Оно и понятно: пока одна часть авторов сидела среди папок с документами, другая сидела в студии и занималась подбором кинохроники.
Более того, в фильме использованы не только изначально цветные документальные кадры, но и колоризованные в процессе работы над фильмом. Раскрашенные кадры смотрятся не просто живо, но иной раз возникает впечатление, что они изначально были такими. Создатели фильма заявляют, что 78% использованных ими архивных киноматериалов ранее нигде не публиковались, что тоже должно привлечь зрительский интерес, а пять с половиной часов фильма были «нарезаны» из более чем 600 часов хроники.
Для удобства зрителя фильм был разделен на шесть серий:
• Развязывание войны / Aggression (1933-39)Предпосылки к войне и ее начало, нападение Германии на Польшу.
• Сокрушительное поражение / Crushing Defeat (1939-40)Странная война, падение Европы.
• Мир в войне / Shock (1940-41)Битва за Британию, война на Средиземноморье, Североафриканская кампания.
• Коренной перелом / The World Ablaze (1941-42)Смоленское сражение, битва за Москву, операция «Блау», Перл Харбор, Мидуэй и Гуадалканал.
• Крупнейшие десантные операции / The Great Landings (1942-43)Серьезные поражения Оси, Сталинградская и Курская битвы, Эль-Аламейн, Тунис и Италия.
• Конец кошмара / Inferno (1944-45)Освобождение Европы, падение фашистской Германии, атомные бомбардировки Японии. Конец войны.
Итак, хватит описаний, теперь будет мнение.
Главный минус фильма, от которого и «произрастают» все остальные - малый хронометраж. Так, например, известный фильм «Великая Отечественная» («The Unknown War») в двадцать раз длиннее творения французских документалистов, и, как следствие, материал и факты изложены гораздо подробнее. При этом надо заметить, что советско-американо-английский фильм освещает только события на советско-германском фронте, а это тоже серьезно повлияло на подробность изложения.
Одним из следствий сжатости «Апокалипсиса», вкупе с попыткой показать все стороны конфликта, являются некоторые моменты, вызвавшие поток критики от отечественных зрителей: авторы фильма, наряду с преступлениями фашизма, например, концлагерями, упоминают случаи преступлений красноармейцев в отношении немецкого гражданского населения. В то же время, о преступлениях нацистов на оккупированных территориях СССР рассказывается вскользь.
Также возмущение зрителей вызвано тем, что, если рассказ о случаях насилия со стороны советских солдат носит обвинительный тон, то бомбардировка Дрездена или применение союзниками только что появившихся тогда напалмовых бомб показаны вынужденной мерой сурового военного времени. Будем надеяться, что это следствие нехватки времени, а не злого умысла авторов.
Нельзя не заметить, что откровенно мало экранного времени уделено победоносным сражениям РККА, например Сталинградской или Курской битвам. Понятно, война шла не только на территории СССР и в Европе, но и акцентировать внимание сначала на Тихоокеанском театре военных действий, а потом еще и на Втором фронте явно не стоило.
В целом же, документальный фильм «Апокалипсис: Вторая Мировая война» представляет интерес именно видеорядом: как уже говорилось, большая часть хроники ранее не публиковалась даже не в колоризованном виде. Воспринимать сей фильм как ultimate guide по теме Второй Мировой войны мы не советуем, но в сочетании с другими фильмами и книгами он вполне может, как минимум, сформировать мнение зрителя о крупнейшем вооруженном конфликте в человеческой истории.
Работа с документами дело небыстрое, поэтому на создание фильма «Апокалипсис: Вторая Мировая война» ушло почти три года. Оно и понятно: пока одна часть авторов сидела среди папок с документами, другая сидела в студии и занималась подбором кинохроники.
Более того, в фильме использованы не только изначально цветные документальные кадры, но и колоризованные в процессе работы над фильмом. Раскрашенные кадры смотрятся не просто живо, но иной раз возникает впечатление, что они изначально были такими. Создатели фильма заявляют, что 78% использованных ими архивных киноматериалов ранее нигде не публиковались, что тоже должно привлечь зрительский интерес, а пять с половиной часов фильма были «нарезаны» из более чем 600 часов хроники.
Для удобства зрителя фильм был разделен на шесть серий:
• Развязывание войны / Aggression (1933-39)Предпосылки к войне и ее начало, нападение Германии на Польшу.
• Сокрушительное поражение / Crushing Defeat (1939-40)Странная война, падение Европы.
• Мир в войне / Shock (1940-41)Битва за Британию, война на Средиземноморье, Североафриканская кампания.
• Коренной перелом / The World Ablaze (1941-42)Смоленское сражение, битва за Москву, операция «Блау», Перл Харбор, Мидуэй и Гуадалканал.
• Крупнейшие десантные операции / The Great Landings (1942-43)Серьезные поражения Оси, Сталинградская и Курская битвы, Эль-Аламейн, Тунис и Италия.
• Конец кошмара / Inferno (1944-45)Освобождение Европы, падение фашистской Германии, атомные бомбардировки Японии. Конец войны.
Итак, хватит описаний, теперь будет мнение.
Главный минус фильма, от которого и «произрастают» все остальные - малый хронометраж. Так, например, известный фильм «Великая Отечественная» («The Unknown War») в двадцать раз длиннее творения французских документалистов, и, как следствие, материал и факты изложены гораздо подробнее. При этом надо заметить, что советско-американо-английский фильм освещает только события на советско-германском фронте, а это тоже серьезно повлияло на подробность изложения.
Одним из следствий сжатости «Апокалипсиса», вкупе с попыткой показать все стороны конфликта, являются некоторые моменты, вызвавшие поток критики от отечественных зрителей: авторы фильма, наряду с преступлениями фашизма, например, концлагерями, упоминают случаи преступлений красноармейцев в отношении немецкого гражданского населения. В то же время, о преступлениях нацистов на оккупированных территориях СССР рассказывается вскользь.
Также возмущение зрителей вызвано тем, что, если рассказ о случаях насилия со стороны советских солдат носит обвинительный тон, то бомбардировка Дрездена или применение союзниками только что появившихся тогда напалмовых бомб показаны вынужденной мерой сурового военного времени. Будем надеяться, что это следствие нехватки времени, а не злого умысла авторов.
Нельзя не заметить, что откровенно мало экранного времени уделено победоносным сражениям РККА, например Сталинградской или Курской битвам. Понятно, война шла не только на территории СССР и в Европе, но и акцентировать внимание сначала на Тихоокеанском театре военных действий, а потом еще и на Втором фронте явно не стоило.
В целом же, документальный фильм «Апокалипсис: Вторая Мировая война» представляет интерес именно видеорядом: как уже говорилось, большая часть хроники ранее не публиковалась даже не в колоризованном виде. Воспринимать сей фильм как ultimate guide по теме Второй Мировой войны мы не советуем, но в сочетании с другими фильмами и книгами он вполне может, как минимум, сформировать мнение зрителя о крупнейшем вооруженном конфликте в человеческой истории.