На стажировку к Хемингуэю, или главные герои – не всегда главное в фильме.
Обычно, то, что «непохожий американец» Вуди Аллен, называет «комедией», ранее почти всегда являлось гротеском на грани фола и драмы. Но, постепенно-постепенно, четырежды «оскароносец», кларнетист и «сказочник», Вуди из представителя истинного голливудского андеграунда превратился в его индустриальный символ. В своего рода голливудский бренд: «И у нас есть такое!». Естественно, его фильмы становились все более беззубыми. Однако в 21 веке он решился отметиться несколькими фильмами явно коммерческой направленности, которые можно рекомендовать и для семейного просмотра («Париж-Манхеттен», «Римские приключения», «Ты встретишь таинственного..»).
Кинематографическая притча «Полночь в Париже», с одной стороны – в ряду этих фильмов (известные «звезды», легкий юмор, семейные отношения - можно, и даже нужно смотреть вместе с детьми), с другой – заметно выбивается из ряда фильмов «Вуди Аллена новой волны». Прежде всего – за счет красивейших съемок и сценария (уж не знаю, что красивей – ночной и вечерний Париж во всех ракурсах, или сама история сценариста, решившего стать писателем), уже во вторую очередь – за счет актеров. Хотя актеры на высоте – кроме тех, кто исполняет роли персонажей, привычно считающихся «главными героями». Ни Оуэн Уилсон, ни Рейчел Мак-Адамс, играющие молодоженов в Париже, не показали нам ничего, чтобы мы могли хотя бы попытаться понять – как Гил и Инесс, их герои, вообще могли докатиться до того, чтоб решить, будто влюблены друг в друга. Мы видим двух ни в чем не схожих, невнимательных друг другу людей, обязанных, по условиям сценария, вот-вот «пожениться по любви». Но это и есть единственный камешек, который можно бросить в «Полночь в Париже». Тем более, что О. Уилсону режиссер предоставил возможность реабилитироваться, ввергнув его героя в те необычные приключения, которые ныне принято называть модным словом «попаданство». Хотя (мое личное мнение) Уилсон этим шансом не воспользовался – проваливаясь во времени и попадая в общество собственных кумиров, он тщательно играет так, как сыграл бы сам Вуди Аллен, на этот раз в собственной ленте НЕ снявшийся.
Впрочем, как ни парадоксально, именно главные герои – отнюдь не главное в этой картине. Мы узнаем из аннотации, что герой попадает в Париж 20-ых годов – а я уточню, 30-ых, и даже назову год: 1927! Ведь Хемингуэй говорит Гилу, что его первая книга вышла год назад, И вот там, в 1927-ом, он встречается с личностями, гораздо более интересными, чем сам персонаж Уилсона: вечно «поддатого» Хемингуэя (Кори Стол), супругов Фицджеральд (Элисон Пол и Том Хидлстон) и многих других знаменитостей. Причем – в самом расцвете их карьеры! – Несложно подсчитать, что в 1927 году Фицджеральду было 28 лет, Пикассо – 47, «Хему» - всего 24, Бонюэлю и Дали - и вовсе едва перевалило за двадцать, и лишь мудрая Гертруда Стайн пребывала в почтенном возрасте 53 лет. И все эти великие (кое-кто – только в будущем) личности не только напиваются с ним до сюрреалистического состояния (шикарны Марсьяль ди Фонсо в роли экзальтированного Пикассо и Эдриан Броуди в образе Сальватора Дали с его «носорогом»!), но и «прочищают» начинающему литературу мозги. Когда же ему бросают несколько слов Зельда Фицджеральд или Гертруда Стайн (великолепна в роли знаменитой писательницы и литературоведа Кэти Бейтс, более знакомая нам по фильмам ужасов или триллерам), мы начинаем догадываться, кто помогал писать и «старине Хэму», и Джону Фицджеральду.
Вот эти-то актеры - Боудри, Хидлстон, Бейтс, ди Фонса, в ролях знаменитостей, Котийар в роли такой же. как Гил, «странницы по временам» , вместе с которой они попадают еще на тридцать лет в прошлое, в общество Тулуз-Лотрека (Винсент Менжу Кортес), Матисса (Ив-Антуан Спото) и Манэ, даже Леа Сейду в маленькой, но важной роли торговки редкостями в современном нам Париже – и создали из великолепного сценария потрясающий фильм.
Я бы не побоялся назвать «Полночь в Париже» шедевром Вуди Аллена и этих актеров, не шедевры все же требуют проверки временем. Впрочем, уверен, фильм её выдержит. Ведь в нем есть все – и красота, и эффектные сцены и тонкий юмор. Великолепна режиссерская и операторская работа: обычно, режиссеры очень любят подчеркивать «мудрые мысли» героев какими-либо внешними эффектами, Вуди Аллен соблазна этого избежал: и пьяный Хемингуэй, и, казалось бы, неприметная Гертруда Стан у него говорят очень умные вещи, но визуально он акцентирует внимание зрителя на мелочах быта, выражении глаз.
Есть и история о взаимопонимании – как между людьми (неплохо выступил в необычном для себя амплуа академического зазнайки Шон Бин), так и – не менее важная тема! – между человеком и его временем. Ностальгирующий Гил под конец понимает, что люди всегда будут искать «золотой век» в прошлом или будущем, но важно суметь прожить именно в своем времени! И показательна его финальная «проходка» по Парижу с героиней Сейду, ныне – прославленной «лесбиянкой» из «Жизни Адели».
Итак, игра двух главных героев – 7 из 10, Зато сценарий, режиссура, работа костюмеров и гримеров, игра всех без исключения актеров на эпизодических ролях (даже приставленного к Гилу сыщика, роковым образом провалившегося во времени прямо к интимному «завтраку» Мазарини и Анны Австрийской – единственная шутка в духе прежнего Аллена!), диалоги, – всё на 10 из 10!
Кинематографическая притча «Полночь в Париже», с одной стороны – в ряду этих фильмов (известные «звезды», легкий юмор, семейные отношения - можно, и даже нужно смотреть вместе с детьми), с другой – заметно выбивается из ряда фильмов «Вуди Аллена новой волны». Прежде всего – за счет красивейших съемок и сценария (уж не знаю, что красивей – ночной и вечерний Париж во всех ракурсах, или сама история сценариста, решившего стать писателем), уже во вторую очередь – за счет актеров. Хотя актеры на высоте – кроме тех, кто исполняет роли персонажей, привычно считающихся «главными героями». Ни Оуэн Уилсон, ни Рейчел Мак-Адамс, играющие молодоженов в Париже, не показали нам ничего, чтобы мы могли хотя бы попытаться понять – как Гил и Инесс, их герои, вообще могли докатиться до того, чтоб решить, будто влюблены друг в друга. Мы видим двух ни в чем не схожих, невнимательных друг другу людей, обязанных, по условиям сценария, вот-вот «пожениться по любви». Но это и есть единственный камешек, который можно бросить в «Полночь в Париже». Тем более, что О. Уилсону режиссер предоставил возможность реабилитироваться, ввергнув его героя в те необычные приключения, которые ныне принято называть модным словом «попаданство». Хотя (мое личное мнение) Уилсон этим шансом не воспользовался – проваливаясь во времени и попадая в общество собственных кумиров, он тщательно играет так, как сыграл бы сам Вуди Аллен, на этот раз в собственной ленте НЕ снявшийся.
Впрочем, как ни парадоксально, именно главные герои – отнюдь не главное в этой картине. Мы узнаем из аннотации, что герой попадает в Париж 20-ых годов – а я уточню, 30-ых, и даже назову год: 1927! Ведь Хемингуэй говорит Гилу, что его первая книга вышла год назад, И вот там, в 1927-ом, он встречается с личностями, гораздо более интересными, чем сам персонаж Уилсона: вечно «поддатого» Хемингуэя (Кори Стол), супругов Фицджеральд (Элисон Пол и Том Хидлстон) и многих других знаменитостей. Причем – в самом расцвете их карьеры! – Несложно подсчитать, что в 1927 году Фицджеральду было 28 лет, Пикассо – 47, «Хему» - всего 24, Бонюэлю и Дали - и вовсе едва перевалило за двадцать, и лишь мудрая Гертруда Стайн пребывала в почтенном возрасте 53 лет. И все эти великие (кое-кто – только в будущем) личности не только напиваются с ним до сюрреалистического состояния (шикарны Марсьяль ди Фонсо в роли экзальтированного Пикассо и Эдриан Броуди в образе Сальватора Дали с его «носорогом»!), но и «прочищают» начинающему литературу мозги. Когда же ему бросают несколько слов Зельда Фицджеральд или Гертруда Стайн (великолепна в роли знаменитой писательницы и литературоведа Кэти Бейтс, более знакомая нам по фильмам ужасов или триллерам), мы начинаем догадываться, кто помогал писать и «старине Хэму», и Джону Фицджеральду.
Вот эти-то актеры - Боудри, Хидлстон, Бейтс, ди Фонса, в ролях знаменитостей, Котийар в роли такой же. как Гил, «странницы по временам» , вместе с которой они попадают еще на тридцать лет в прошлое, в общество Тулуз-Лотрека (Винсент Менжу Кортес), Матисса (Ив-Антуан Спото) и Манэ, даже Леа Сейду в маленькой, но важной роли торговки редкостями в современном нам Париже – и создали из великолепного сценария потрясающий фильм.
Я бы не побоялся назвать «Полночь в Париже» шедевром Вуди Аллена и этих актеров, не шедевры все же требуют проверки временем. Впрочем, уверен, фильм её выдержит. Ведь в нем есть все – и красота, и эффектные сцены и тонкий юмор. Великолепна режиссерская и операторская работа: обычно, режиссеры очень любят подчеркивать «мудрые мысли» героев какими-либо внешними эффектами, Вуди Аллен соблазна этого избежал: и пьяный Хемингуэй, и, казалось бы, неприметная Гертруда Стан у него говорят очень умные вещи, но визуально он акцентирует внимание зрителя на мелочах быта, выражении глаз.
Есть и история о взаимопонимании – как между людьми (неплохо выступил в необычном для себя амплуа академического зазнайки Шон Бин), так и – не менее важная тема! – между человеком и его временем. Ностальгирующий Гил под конец понимает, что люди всегда будут искать «золотой век» в прошлом или будущем, но важно суметь прожить именно в своем времени! И показательна его финальная «проходка» по Парижу с героиней Сейду, ныне – прославленной «лесбиянкой» из «Жизни Адели».
Итак, игра двух главных героев – 7 из 10, Зато сценарий, режиссура, работа костюмеров и гримеров, игра всех без исключения актеров на эпизодических ролях (даже приставленного к Гилу сыщика, роковым образом провалившегося во времени прямо к интимному «завтраку» Мазарини и Анны Австрийской – единственная шутка в духе прежнего Аллена!), диалоги, – всё на 10 из 10!