PRO+
Где скрывается душа
Очень необычный фильм «Под маской жиголо» о зарождении любви, когда, казалось бы, весь неприглядный антураж этому препятствует. Мне лично история напомнила произведения некоторых советских авторов, в которых они с большой настойчивостью показывали уместность любовной связи на фронте, на передовой, в огне, в дыму, и даже в момент начала атаки. Мне всегда было неловко читать страницы, рассказывающие об этом. Не потому, что не поверила. Хотя, да, это самое главное. Происходящему не веришь. Есть вещи, которые блокируют «центр наслаждения», Тебе попросту «не до этого». На кону, как правило, спасение жизни, выполнение задания, а остальное все вторично.
Так и тут. Немолодой мужчина, испытывающий денежные затруднения, становится «мальчиком по вызову». Интересно наблюдать, как сутенер склоняет его к этому шагу: «Вот ты сколько за два дня работы получаешь? То-то, А здесь 1000 баксов за один сеанс». Сутенер, конечно, хорош (Вуди Аллен не может сыграть плохо), но сама коллизия! Человек прожил жизнь, но так и не научился отделять доброе от непристойного, светлое от грязного. Поманили пачкой банкнот (доллары хрустят и пересчитываются на протяжении всего фильма), и рванул за родимыми, только что портки не потерял.
Мне могут возразить: но ведь здесь юмор, ирония, насмешка над нашей «правильной» жизнью. Я согласна, что и юмор, и насмешка здесь присутствуют. Мне одно непонятно: как человек может так легко переступить черту. Это не показано даже эскизом.
Дальше – больше. Человек «зарабатывает», постоянные клиентки уже планируют оргию, как вдруг вся тщательно построенная пирамида рушится, потому что секс-машина взбунтовалась. Видать, вновь почувствовала себя «венцом природы», сыном человечества, личностью сложной и многогранной, да еще любящей, да еще любимой. Заметим, что выражение лица у главного героя, похожего одновременно на стареющего Аля Пачино и нашего Стаса Костюшкина (Чай Вдвоем), ни разу не меняется.
Мы должны, по-видимому понимать замысел фильма так. Под маской жиголо скрывается трепетная душа. Не торопись, зритель, не руби с плеча, разглядывай людей под микроскопом, авось, выудишь настоящее.
Вуди Аллен говорит голосом своего экранного героя: «Ты омерзителен во всей красе». И речь идет вовсе не о постельном ремесле. Фиорованте-Вергилий омерзителен, по мнению сутенера тем, что не гнушается черной работы: может починить унитаз и прочую сантехнику. На самом деле, простой водопроводчик в синем промасленном комбинезоне и новоявленный Казанова на шелковых простынях настолько несопоставимы по своей полезности обществу, по отношению к ним нормальных, думающих людей, что и сравнивать неловко. Омерзителен здесь только стареющий дядя, не усвоивший важную истину: если ты не продаешься, то не продаешься ни за какие деньги.
Еще одна сюжетная линия в фильме тесно переплетается с основной: немолодая вдова, мать шестерых детей, живет в еврейской общине, строго соблюдает шабат, носит парик, готовит кошерную пищу. Лично я считаю ее ясновидящей. Закованная в миллионы рамок, преследуемая соседским патрулем, она все-таки попадает в поле зрения Казановы и умудряется разглядеть под личиной «массажиста широкого профиля» родственную душу.
Поинтересовалась мнением кинокритики. Все поголовно и дружно рукоплещут: тонко сработано, это, мол, не комедия и не трагедия, а поэтическая мелодрама о встрече с любовью. Как у Ахматовой: стихи растут из сора. А я почему-то не верю. Возможно, преждевременно состарилась.
Так и тут. Немолодой мужчина, испытывающий денежные затруднения, становится «мальчиком по вызову». Интересно наблюдать, как сутенер склоняет его к этому шагу: «Вот ты сколько за два дня работы получаешь? То-то, А здесь 1000 баксов за один сеанс». Сутенер, конечно, хорош (Вуди Аллен не может сыграть плохо), но сама коллизия! Человек прожил жизнь, но так и не научился отделять доброе от непристойного, светлое от грязного. Поманили пачкой банкнот (доллары хрустят и пересчитываются на протяжении всего фильма), и рванул за родимыми, только что портки не потерял.
Мне могут возразить: но ведь здесь юмор, ирония, насмешка над нашей «правильной» жизнью. Я согласна, что и юмор, и насмешка здесь присутствуют. Мне одно непонятно: как человек может так легко переступить черту. Это не показано даже эскизом.
Дальше – больше. Человек «зарабатывает», постоянные клиентки уже планируют оргию, как вдруг вся тщательно построенная пирамида рушится, потому что секс-машина взбунтовалась. Видать, вновь почувствовала себя «венцом природы», сыном человечества, личностью сложной и многогранной, да еще любящей, да еще любимой. Заметим, что выражение лица у главного героя, похожего одновременно на стареющего Аля Пачино и нашего Стаса Костюшкина (Чай Вдвоем), ни разу не меняется.
Мы должны, по-видимому понимать замысел фильма так. Под маской жиголо скрывается трепетная душа. Не торопись, зритель, не руби с плеча, разглядывай людей под микроскопом, авось, выудишь настоящее.
Вуди Аллен говорит голосом своего экранного героя: «Ты омерзителен во всей красе». И речь идет вовсе не о постельном ремесле. Фиорованте-Вергилий омерзителен, по мнению сутенера тем, что не гнушается черной работы: может починить унитаз и прочую сантехнику. На самом деле, простой водопроводчик в синем промасленном комбинезоне и новоявленный Казанова на шелковых простынях настолько несопоставимы по своей полезности обществу, по отношению к ним нормальных, думающих людей, что и сравнивать неловко. Омерзителен здесь только стареющий дядя, не усвоивший важную истину: если ты не продаешься, то не продаешься ни за какие деньги.
Еще одна сюжетная линия в фильме тесно переплетается с основной: немолодая вдова, мать шестерых детей, живет в еврейской общине, строго соблюдает шабат, носит парик, готовит кошерную пищу. Лично я считаю ее ясновидящей. Закованная в миллионы рамок, преследуемая соседским патрулем, она все-таки попадает в поле зрения Казановы и умудряется разглядеть под личиной «массажиста широкого профиля» родственную душу.
Поинтересовалась мнением кинокритики. Все поголовно и дружно рукоплещут: тонко сработано, это, мол, не комедия и не трагедия, а поэтическая мелодрама о встрече с любовью. Как у Ахматовой: стихи растут из сора. А я почему-то не верю. Возможно, преждевременно состарилась.