PRO+
О том, кто победил Систему
Это не простой фильм. Это не обычная сказка о борце за свободу. Это фильм легендарный и поистине потрясающий. Он снят по одноименному роману автора Кена Кизи, который, в свою очередь, стал культовым для поколения шестидесятых. Этот шедевр мирового кино собрал все возможные награды. В их числе пять Оскаров в самых престижных номинациях, а также еще двадцать восемь(!) различных наград. Подобный успех, помимо этого, за всю историю кинематографа имели только два фильма. В 1934 году таким явился фильм под длинным названием «Это случилось однажды ночью», а в 1991 этот успех повторила картина «Молчание ягнят».
Попавший в тюрьму на недолгий срок преступник по имени Рэндл Патрик Макмёрфи симулирует умопомешательство, чтобы отлежаться в психбольнице вместо нар. И ему это успешно удается. Он наслаждается относительной свободой, надеясь провести в больничном отделении весь срок заключения. Но вскоре он понимает, что все больные, находящиеся с ним, подвергаются постоянному гнету и давлению со стороны медсестры Милдред Рэтчед. Она установила свои строгие порядки. А наш герой по своей натуре самый настоящий бунтарь. И такое поведение медсестры вызывает в нем некий внутренний конфликт. Он начинает всеми способами развлекать своих душевнобольных друзей. Многие пациенты находятся в заточении по собственной воле. Узнав это, Макмерфи всеми силами пытается показать им прелести свободной жизни. Деспотичная медсестра, наоборот, всячески усиливает на них давления, показывая им их зависимость и ничтожность. Но в этой дуэли Макмерфи постепенно одерживает верх. Окончательно поверив в свой успех, он решает закатить в больнице настоящую вечеринку, а после нее – совершить побег…
Большой плюс фильма – игра Джека Николсона. У него отлично получилось вжиться в образ героя, поставившего свою жизнь на кон. Героя, который подарил людям жажду настоящей свободной жизни. А вот Рэтчед, на мой взгляд, оказалась недостаточно убедительной в исполнении Луизы Флетчер. Да, героиня у нее получилась очень яркая. Да, ее героиня, ее карикатурный образ вполне удался. Образ человека, которому чуждо все человеческое. Чужды понятия любви, дружбы, добра и милосердия. Она неумолимо-холодна, но всё же не совсем та медсестра, которую создал Кен Кизи в своей книге.
За мир можно оставаться спокойными, пока остаются еще те, для которых слово «свобода» не утеряла своего значения. Настоящая жизнь порой воспринимается как нежелание жить «нормально», как бунтовство. В рамках этого фильма Форман постарался сжать весь мир до размеров одной психиатрической больницы. Но остается раскрытой суть. В мире еще есть то, что способно поджигать ненужные устои.
В некоторых рецензиях к фильму бытует мнение, что Макмерфи ничего не добился, был подавлен вместе с пациентами. Однако, такое впечатление ошибочно. И я считаю это большой ошибкой самого режиссера, исказившего финал оригинального произведения. У зрителя складывается впечатление, что Макмерфи свободы не получил, никого не спас. Все те, кого он повел за собой, ушли, вышли на свободу, которую открыл им герой. У Рэтчед не осталось больше пациентов! Все, кто мог ходить – ушли. И то, что это не было показано – непростительный минус этого шикарного фильма. Несмотря на этот искаженный финал, смотреть фильм не просто можно, а очень даже нужно. Культовым он назван не просто так. Не только критики признали его, но и рядовые зрители. Картина была очень актуальна в свое время, но эта актуальность ничуть не теряется и в наши дни.
Попавший в тюрьму на недолгий срок преступник по имени Рэндл Патрик Макмёрфи симулирует умопомешательство, чтобы отлежаться в психбольнице вместо нар. И ему это успешно удается. Он наслаждается относительной свободой, надеясь провести в больничном отделении весь срок заключения. Но вскоре он понимает, что все больные, находящиеся с ним, подвергаются постоянному гнету и давлению со стороны медсестры Милдред Рэтчед. Она установила свои строгие порядки. А наш герой по своей натуре самый настоящий бунтарь. И такое поведение медсестры вызывает в нем некий внутренний конфликт. Он начинает всеми способами развлекать своих душевнобольных друзей. Многие пациенты находятся в заточении по собственной воле. Узнав это, Макмерфи всеми силами пытается показать им прелести свободной жизни. Деспотичная медсестра, наоборот, всячески усиливает на них давления, показывая им их зависимость и ничтожность. Но в этой дуэли Макмерфи постепенно одерживает верх. Окончательно поверив в свой успех, он решает закатить в больнице настоящую вечеринку, а после нее – совершить побег…
Большой плюс фильма – игра Джека Николсона. У него отлично получилось вжиться в образ героя, поставившего свою жизнь на кон. Героя, который подарил людям жажду настоящей свободной жизни. А вот Рэтчед, на мой взгляд, оказалась недостаточно убедительной в исполнении Луизы Флетчер. Да, героиня у нее получилась очень яркая. Да, ее героиня, ее карикатурный образ вполне удался. Образ человека, которому чуждо все человеческое. Чужды понятия любви, дружбы, добра и милосердия. Она неумолимо-холодна, но всё же не совсем та медсестра, которую создал Кен Кизи в своей книге.
За мир можно оставаться спокойными, пока остаются еще те, для которых слово «свобода» не утеряла своего значения. Настоящая жизнь порой воспринимается как нежелание жить «нормально», как бунтовство. В рамках этого фильма Форман постарался сжать весь мир до размеров одной психиатрической больницы. Но остается раскрытой суть. В мире еще есть то, что способно поджигать ненужные устои.
В некоторых рецензиях к фильму бытует мнение, что Макмерфи ничего не добился, был подавлен вместе с пациентами. Однако, такое впечатление ошибочно. И я считаю это большой ошибкой самого режиссера, исказившего финал оригинального произведения. У зрителя складывается впечатление, что Макмерфи свободы не получил, никого не спас. Все те, кого он повел за собой, ушли, вышли на свободу, которую открыл им герой. У Рэтчед не осталось больше пациентов! Все, кто мог ходить – ушли. И то, что это не было показано – непростительный минус этого шикарного фильма. Несмотря на этот искаженный финал, смотреть фильм не просто можно, а очень даже нужно. Культовым он назван не просто так. Не только критики признали его, но и рядовые зрители. Картина была очень актуальна в свое время, но эта актуальность ничуть не теряется и в наши дни.