Все – в сад, все – в Garden! Или крах «Маркет-Гардена» на фоне Одри.
«Мост слишком далеко» - великолепный военный боевик с целым созвездием самых именитых актеров (Джеймс Каан, Шон Коннери, Хопкинс, Редферн, Майкл Кейн и сам Дирк Бограт!), в главных ролях. Однако же, поскольку фильм начинается с фразы «до двадцатых чисел июля 44-ого года вся Европа изнывала под пятой гитлеровских захватчиков, и освобождение началось именно в этот день», кинокартина рекомендуется к просмотру после любого нашего фильма времен СССР о Великой Отечественной войне, или, хотя бы, после белорусской «Брестской Крепости». Потому что война, которую покажут нам в фильме – «гуманная западная» война: когда обороняющимся в кольце британским десантникам начинают мешать собственные раненые, они вывешивают белый флаг, и договариваются с гитлеровцами: «нам сейчас с вами воевать неудобно, раненых много, медиков – мало. Возьмите их по своим высококлассным госпиталям, тогда еще часа четыре повоюем!»
- Я ничуть не утрирую, при просмотре вы убедитесь. Впрочем, расхождение шаблонов «восточного» и «западного» фронтов начинается куда раньше: к примеру, полфильма мчатся бронемашины на выручку осажденным в городе Арнем десантникам, спешат по шоссе, где представляют отличную мишень для пристрелявшей дороги немецкой фронтовой артиллерии. Съехать же с бетонированного покрытия англо-американские танки не решаются – бояться застрять: «в Нидерландах почва вязкая, а ведь вчера прошел дождь!». Или былинная сцена на 115 мин фильма, когда боезапас десантникам Коннери скидывают на простреливаемую откуда-то немцами лужайку метрах в пятидесяти от их безопасного штаба. И что мы видим? – Один-единственный герой бежит за многокилограммовыми контейнерами, остальные же бравые парни не прикрывают его огнем, нет, стоят в полый рост, нервно курят, половина из них орет: «назад, балбес, убить могут!», вторая половина храбрецов сразу становиться кем-то вроде футбольных фанатов, скандируя «давай, Джо, давай!». – В этой сцене не хватает только попкорна, чипсов и кока-колы. Но герой, конечно, гибнет идиотской смертью.
Впрочем, о том, что Запад вел какую-то «свою» войну, становится ясно из тематики фильма: операция «Марект гарден» ("рынок - сад") - это история ошеломляющего, постыдного поражения союзников при огромном их численном превосходстве (так, в районе Арнема им поначалу противостоял 1 охранный батальон войск СС с тремя средними танками и парой самоходок), история, снятая, тем не менее, с ура-патриотичным победным пафосом. Аналогом «Маркет-Гардена» по нелепости замысла и героизму исполнения на Восточном фронте можно назвать, пожалуй что, разве Харьковскую наступательную операцию маршала Тимошенко в 1942 году. Вот только что-то нет у нас героических фильмов об этой операции. Но, может, так и надо – даже в поражениях по глупости собственного командования, находить повод для национальной гордости? Возможно, но не забываем, все же, сто на Западном фронте была совсем другая война. Известны слова об эсесовцах полковника Форста (героя молодого Энтони Хопкинса), сдавшегося, после трёхдневных боев в превращенном в груды развалин Арнеме: « Это приятные и рыцарственные, утешающие коллеги-офицеры!»
Еще одна интересная линия фильма с поляком, генералом-майором Сосабовским (Джин Хэкмен). Дело в том, что в англосаксонской и американской послевоенной историографии ему приписывалась едва ли не половина вины за провал операции. Но фильм вышел в год смерти этого храбреца и умного офицера, когда даже самые «зомбированные» начинали задумываться: разве генерал-майору по чину планировать такие операции? И почему тот же Форст, продержавшийся в Арнеме 3 или 4 дня и попавший в плен раненым – герой, а выведший не только остатки своего подразделения, но и до тысячи десантников из разрозненных отрядов Сосабовский – «плохой»? В фильме персонаж Хэкмена вполне достоверен, артист дает понять, что его герой – единственный из всех этих «полигонных» молодых генералов, кто успел понюхать настоящей войны.
Снято все очень красиво (хоть и преувеличиваются силы немецкой армии, хоть и рухнувший на глазах погибающих десантников мост выдается за некий символ их духовной победы, хотя на самом деле они должны были захватить этот мост для танковой переправы). Недаром режиссер-постановщик – Д. Аттенборо вскоре получил титул баронета за превращение реального поражения в кинематографическую победу. Благодаря режиссёру и актерам фильм можно не только смотреть – но и пересматривать. Не забывая, естественно, о риске интоксикации: в качестве противоядия пригодится любой наш фильм о войне, «Батальоны просят огня», к примеру, как наиболее близкий по тематике.
Но как раз пересматривая фильм, гладя на правдиво снятые сцены гибели городка Арнема под бомбами и снарядами как с немецкой, так и с союзнической стороны, нельзя отделаться от мысли, что где-то в этом аду умудрилась выжить худенькая 14-ти летняя девочка – Одри Хепберн.
- Я ничуть не утрирую, при просмотре вы убедитесь. Впрочем, расхождение шаблонов «восточного» и «западного» фронтов начинается куда раньше: к примеру, полфильма мчатся бронемашины на выручку осажденным в городе Арнем десантникам, спешат по шоссе, где представляют отличную мишень для пристрелявшей дороги немецкой фронтовой артиллерии. Съехать же с бетонированного покрытия англо-американские танки не решаются – бояться застрять: «в Нидерландах почва вязкая, а ведь вчера прошел дождь!». Или былинная сцена на 115 мин фильма, когда боезапас десантникам Коннери скидывают на простреливаемую откуда-то немцами лужайку метрах в пятидесяти от их безопасного штаба. И что мы видим? – Один-единственный герой бежит за многокилограммовыми контейнерами, остальные же бравые парни не прикрывают его огнем, нет, стоят в полый рост, нервно курят, половина из них орет: «назад, балбес, убить могут!», вторая половина храбрецов сразу становиться кем-то вроде футбольных фанатов, скандируя «давай, Джо, давай!». – В этой сцене не хватает только попкорна, чипсов и кока-колы. Но герой, конечно, гибнет идиотской смертью.
Впрочем, о том, что Запад вел какую-то «свою» войну, становится ясно из тематики фильма: операция «Марект гарден» ("рынок - сад") - это история ошеломляющего, постыдного поражения союзников при огромном их численном превосходстве (так, в районе Арнема им поначалу противостоял 1 охранный батальон войск СС с тремя средними танками и парой самоходок), история, снятая, тем не менее, с ура-патриотичным победным пафосом. Аналогом «Маркет-Гардена» по нелепости замысла и героизму исполнения на Восточном фронте можно назвать, пожалуй что, разве Харьковскую наступательную операцию маршала Тимошенко в 1942 году. Вот только что-то нет у нас героических фильмов об этой операции. Но, может, так и надо – даже в поражениях по глупости собственного командования, находить повод для национальной гордости? Возможно, но не забываем, все же, сто на Западном фронте была совсем другая война. Известны слова об эсесовцах полковника Форста (героя молодого Энтони Хопкинса), сдавшегося, после трёхдневных боев в превращенном в груды развалин Арнеме: « Это приятные и рыцарственные, утешающие коллеги-офицеры!»
Еще одна интересная линия фильма с поляком, генералом-майором Сосабовским (Джин Хэкмен). Дело в том, что в англосаксонской и американской послевоенной историографии ему приписывалась едва ли не половина вины за провал операции. Но фильм вышел в год смерти этого храбреца и умного офицера, когда даже самые «зомбированные» начинали задумываться: разве генерал-майору по чину планировать такие операции? И почему тот же Форст, продержавшийся в Арнеме 3 или 4 дня и попавший в плен раненым – герой, а выведший не только остатки своего подразделения, но и до тысячи десантников из разрозненных отрядов Сосабовский – «плохой»? В фильме персонаж Хэкмена вполне достоверен, артист дает понять, что его герой – единственный из всех этих «полигонных» молодых генералов, кто успел понюхать настоящей войны.
Снято все очень красиво (хоть и преувеличиваются силы немецкой армии, хоть и рухнувший на глазах погибающих десантников мост выдается за некий символ их духовной победы, хотя на самом деле они должны были захватить этот мост для танковой переправы). Недаром режиссер-постановщик – Д. Аттенборо вскоре получил титул баронета за превращение реального поражения в кинематографическую победу. Благодаря режиссёру и актерам фильм можно не только смотреть – но и пересматривать. Не забывая, естественно, о риске интоксикации: в качестве противоядия пригодится любой наш фильм о войне, «Батальоны просят огня», к примеру, как наиболее близкий по тематике.
Но как раз пересматривая фильм, гладя на правдиво снятые сцены гибели городка Арнема под бомбами и снарядами как с немецкой, так и с союзнической стороны, нельзя отделаться от мысли, что где-то в этом аду умудрилась выжить худенькая 14-ти летняя девочка – Одри Хепберн.