ЛЕДИ, МОРЯЧОК И ИХ ФИЛОСОФИЯ СМЕРТИ.
Бывало в Америке так, что «жизнь» гениального фильма определяли сущие мелочи. Так, картина «Леди из Шанхая» получила, в год выхода, кучу разгромных рецензий – а все потому, что, когда фильм появился на экранах, Орсон Уэллз (режиссер и исполнитель главной роли) разводился со «звездой», Ритой Хейворт, как раз и исполнявшей вторую главную роль в их совместном проекте.
И лишь недавно фильм был оценен по достоинству, включен в списки самых значительных голливудских работ. А в этой картине, снятой по одноименной новелле Шермана Кинга (написанной, впрочем, так, что кажется – перед нами очередной шедевр Чандлера или Хэммэта), воистину, есть чем восхищаться: таинственное убийство, второе, загадка любви Эльзы (Розали), которую играет прекрасная Хэйворт, - кого она по-настоящему любит, да и любит ли вообще?
Конечно, открытием для меня стала актерская работа самого Орсона Уэллза. Ведь очень редко бывает, когда режиссер, решив сняться в собственной кинокартине, способен на что-то большее, чем на появление в эпизоде. Но простой парень, «морячок» Майкл О’Хара в исполнении Уэлзза, во многом, правда, благодаря не слишком чистому приёму (внутренним монологам героя), стал для меня, после просмотра фильма, одним из любимых киногероев. Он простодушен, но умён от природы и понимает, что течение жизни занесло его в мир акул и пираний, пожирающих друг друга за огромные (и не очень) суммы денег. Майкл всем сердцем влюблен в Эльзу (буду называть героиню Хейворт так, хотя в некоторых переводах её зовут «Розали»), но в то же время не может не сообразить, что жена гениального адвоката-миллионера вряд ли могла полюбить его в ответ так, как она это показывает (а Хэйворт показывает влюбленность бесподобно!). Он чует ловушку, когда ему предлагают участвовать в мошенничестве, но именно преступной искушенности герою и не достает. Чтоб распознать, что ловушка – почти смертельная.
Жаль, в других фильмах этого потрясающего актерского дуэта Хэйворт-Уэлзз, никогда не увидеть. Но тем больше причин смотреть «Леди из Шанхая»! Фильм, в котором сцены бурной жизни элиты сменяются револьверными выстрелами, ночные клубы и яхты – залом суда, адвокат прямым текстом заявляет подзащитному, что «высшее наслаждение для меня – увидеть вас в камере смертников», и всё это – на фоне бесподобной красоты Эльзы. А та, благодаря гениальной игре Риты Хейворт (только ради одного этого фильма ставшей на время съемок блондинкой) кажется нам то потерявшей от любви голову беззащитной женщиной, то сильно запуганной жизнью женой мужа-тирана, то…
Впрочем – смотрите и увидите сами. Смотрите до финальных кадров, они вас не разочаруют. И слушайте «размышления» Майкла - Орсона Уэллза, благодаря которым кинокартину можно считать принадлежащей к редкому жанру «философствующего» «нуара». Интрига закручена на высшем уровне, а с комментариями героя, она обретает и не один смысл, а сразу несколько их слоёв. Так «постарайтесь понять!» - как звучат в картине (с потрясающе капризной интонацией) одни из последних слов Эльзы.
P.S.: Есть легенда, что этот фильм Орсон Уэллз снял… случайно. Он был завален работой и как актер и как режиссер, и как сценарист. Начинали разлаживаться отношения и с женой. Но, когда ему принесли книгу Шермана, Уэллз в дикой спешке подготовил этот подарок (как выяснилось – все равно последний) для себя с Ритой. Что ж, эта легенда только подтверждает отмеченный еще древними мудрецами факт, что все «талантливое» требует гения и трудолюбия, но все «гениальное» - всё равно, всякий раз – случайно.
И лишь недавно фильм был оценен по достоинству, включен в списки самых значительных голливудских работ. А в этой картине, снятой по одноименной новелле Шермана Кинга (написанной, впрочем, так, что кажется – перед нами очередной шедевр Чандлера или Хэммэта), воистину, есть чем восхищаться: таинственное убийство, второе, загадка любви Эльзы (Розали), которую играет прекрасная Хэйворт, - кого она по-настоящему любит, да и любит ли вообще?
Конечно, открытием для меня стала актерская работа самого Орсона Уэллза. Ведь очень редко бывает, когда режиссер, решив сняться в собственной кинокартине, способен на что-то большее, чем на появление в эпизоде. Но простой парень, «морячок» Майкл О’Хара в исполнении Уэлзза, во многом, правда, благодаря не слишком чистому приёму (внутренним монологам героя), стал для меня, после просмотра фильма, одним из любимых киногероев. Он простодушен, но умён от природы и понимает, что течение жизни занесло его в мир акул и пираний, пожирающих друг друга за огромные (и не очень) суммы денег. Майкл всем сердцем влюблен в Эльзу (буду называть героиню Хейворт так, хотя в некоторых переводах её зовут «Розали»), но в то же время не может не сообразить, что жена гениального адвоката-миллионера вряд ли могла полюбить его в ответ так, как она это показывает (а Хэйворт показывает влюбленность бесподобно!). Он чует ловушку, когда ему предлагают участвовать в мошенничестве, но именно преступной искушенности герою и не достает. Чтоб распознать, что ловушка – почти смертельная.
Жаль, в других фильмах этого потрясающего актерского дуэта Хэйворт-Уэлзз, никогда не увидеть. Но тем больше причин смотреть «Леди из Шанхая»! Фильм, в котором сцены бурной жизни элиты сменяются револьверными выстрелами, ночные клубы и яхты – залом суда, адвокат прямым текстом заявляет подзащитному, что «высшее наслаждение для меня – увидеть вас в камере смертников», и всё это – на фоне бесподобной красоты Эльзы. А та, благодаря гениальной игре Риты Хейворт (только ради одного этого фильма ставшей на время съемок блондинкой) кажется нам то потерявшей от любви голову беззащитной женщиной, то сильно запуганной жизнью женой мужа-тирана, то…
Впрочем – смотрите и увидите сами. Смотрите до финальных кадров, они вас не разочаруют. И слушайте «размышления» Майкла - Орсона Уэллза, благодаря которым кинокартину можно считать принадлежащей к редкому жанру «философствующего» «нуара». Интрига закручена на высшем уровне, а с комментариями героя, она обретает и не один смысл, а сразу несколько их слоёв. Так «постарайтесь понять!» - как звучат в картине (с потрясающе капризной интонацией) одни из последних слов Эльзы.
P.S.: Есть легенда, что этот фильм Орсон Уэллз снял… случайно. Он был завален работой и как актер и как режиссер, и как сценарист. Начинали разлаживаться отношения и с женой. Но, когда ему принесли книгу Шермана, Уэллз в дикой спешке подготовил этот подарок (как выяснилось – все равно последний) для себя с Ритой. Что ж, эта легенда только подтверждает отмеченный еще древними мудрецами факт, что все «талантливое» требует гения и трудолюбия, но все «гениальное» - всё равно, всякий раз – случайно.