Цезарей режут во имя Республики? – Нет, за бабло!
Хочется начать разговор об этом серьезном драматическом фильме с шутки: сдается мне, обнаружил я самую дорогостоящую и редкую для экономики Западного Кино вещь и сделал это почти случайно, но не без помощи фильма Эделя «Юлий Цезарь». Если с нашим кинематографом, все, в принципе, ясно, и самой большой редкостью для него являются режиссёры, способные отобрать оригинальные сценарии и талантливо воплотить их на экране, заставив при этом играть актеров (у зарубежных режиссеров наши артисты играют вполне талантливо, примеров сколько угодно!), то, - что же является самым дорогостоящим и дефицитным при съемках фильма на Западе? Спецэффекты? Но нет, сравнивая бюджеты трех фильмов о трех исторических личностях, приходим к совершенно неожиданному выводу! Александр Великий, Цезарь Борджиа, Юлий Цезарь, из сотен источников, всему миру известно, обладали «ярко-золотыми с рыжеватым оттенком волосами» (последний, правда, только пока не облысел). Но что же мы видим на экранах – ни в фильме Эделя, ни в сериале «Борджиа», герои не отличаются фамильным (зафиксированным многими современниками) цветом волос! И только в блокбастере «Александр», Македонский сияет златовласой, с рыжинкой, шевелюрой! Вот оказывается что самое дорогое нынче в производстве фильмов, вот куда уходят миллионы евро и долларов: на золотую краску для волос актеров-мужчин!
Я прошу прощения за невольное ерничество, но вот с таких маленьких несостыковок «косяков», как цвет волос героя или стремена у галльских всадников, или прямое убийство Помпеем Суллы, – в историческом кино и начинаются пути к эпическим провалам. Впрочем, успокою зрителей: «эпик фейл» в предлагаемом вам для просмотра фильме Эделя всего один, и только на последних минутах, а малоизвестный ранее актер Джереми Систо, пусть он и не золотоволос, как прототип героя, справился с ролью Цезаря так, что – лично в моем списке, – сразу же вышел в звезды!
Хотя, казалось бы, это трудно на фоне мастерства Кристофера Уокена, давшего нам в фильме Катона Уттического без той «сумасшедшинки», которую отмечал даже Цицерон, но покоряющего с экрана зрителя убежденностью в правоте своего дела. А особенно – на фоне изумительной игры Николь Гримаудо (обязательно смотрите её «звездный» кинофильм «Баария»!), показавшую нам юную дочь Цезаря. Способную не только всем сердцем полюбить его политического союзника, Помпея (опять же – чудесная игра Кристофера Нота), но и долгое время собственной любовью союз столь непохожих друг на друга лидеров.
Тут фильм, точнее, режиссер, зачем-то начисто убравший из сценария Красса (под руководством которого, кстати, Цезарь расправлялся с гладиаторами Спартака), «лажает» уже второй раз. И гораздо сильнее: думаю, не найдется ни одного зрителя, который не впал бы в диссонанс (или, проще говоря, не заржал бы), услышав, что в качестве «калыма» за Юлию, - который в фильме отчего-то называется «приданым», - Цезарь получил с Помпея аж 50 тысяч. Не талантов, не пудов золота – 50 тысяч легионеров. И вот такими «косяками» - а приданое за девицей дает отец, а Помпей не мог, будь он даже диктатором, платить папе невесты легионерами – да и не стал бы, Ули Эдель изо всех сил стремиться испортить фильм, несмотря на противодействие прекрасно играющих актеров. Кстати, очень приятно, что и роль Клеопатры, за которою могли бы «передраться» многие звезды зрелого возраста режиссер дал молодой актрисе Самуэлле Сардо. Роль Брута так же играет молодой Йен Дункан, но с этим персонажем все гораздо сложней. Не из-за актера, – актёрская игра в фильме на огромной высоте, так же как и работа костюмеров и гримеров, – все из-за того же режиссера.
Ули Эдель честно, всю первую половину (а, возможно, даже, две трети) кинокартины старался отойти от «канонов» шекспировской пьесы, вбившей, благодаря своей популярности и более ранним экранизациям, немало романтической и бредовой ерунды в головы зрителей. Цезарь у него милосерден к врагам, «принимает обратно» в Сенат сдавшихся при Фарсале и даже тех, кто просит у него милосердия после битвы при Мунде. Но, с приездом в Рим Клеопатры, режиссер (не верю, что ему могли подсунуть настолько некачественный сценарий – хотя, сценаристы могли сперва работать, а потом решить: «а закончим-ка мы по Шекспиру!»), количество чуши на метр пленки вырастает. Вырастает заметно именно потому, что ранее этого бреда почти не наблюдалось. Хотя зачатки имелись: к примеру, Брут, изучающий Платона и думающий о свободе. Брут, извините великодушно, был одним из самых богатых людей Рима, чьё богатство основывалось на ростовщичестве и грабеже провинций (с чем и боролся Цезарь). Но мы получаем не расчетливого торгаша, организовавшего убийство из-за того, что Цезарь запретил ему и друзьям сдирать более 300% (!!) годовых, и не из-за того, что его мать открыто спала с Цезарем и подкинула ему «сводную» сестренку (Сервилии в фильме тоже нет), а всё такого же, «шекспировского» идеалиста. Скромница-Кальпурния неожиданно устраивает немыслимую (ни для её характера, ни для той эпохи) сцену ревности с едва ли не дракой… и все это приводит к абсурду последних кадров, когда Цезарь, всю жизнь (а особенно – после последнего возвращения в Рим), следовавший политике «милосердия» вдруг резко отказывает в помиловании не только трижды провинившемуся Марцеллу, но и «всем-всем-всем!».
Тиран, что с него взять.
Ули Эдель просто-напросто побоялся разрушить миф. Великий миф. Ведь все население планеты, кроме негров США и Танзании (а так же кроме ученых) на вопрос: «за что пришили Цезаря?», до сих пор дружно отвечает: «за Республику, ура!». И только ученые уже пару столетий знают, что зарезали «диктатора» по более важной причине: «за бабло». Действительно, после того, как Цезарь попытался оградить законами грабеж провинций частными откупщиками (предвидя их выгодное налогообложение), ростовщики вроде Брута или Метеллов, или спонсора Цицерона Аттика, стали терять гигантские суммы. «Но это же не романтично!» - видимо. Решил Эдель, и срочно сделал Цезаря ужасным тираном. Чтоб его таки смогли зарезать во имя Республиканских, Общечеловеческих и трансгендерных ценностей.
Но эти отвратительные последние минут 10-15 не слишком портят великолепный, благодаря игре актеров, фильм. Но затрудняют мою задачу поставить оценку. Игра актеров – 10 из 10 (причем от главной роли, до ролей второго плана, а такое редко случается), как исторический фильм – 8 из 10 (согласен, Великий Миф рушить нельзя, а в остальном ляпов мало). А вот режиссеру, без внятных объяснений, за какие-то 15 минут заставившего Систо переменить образ Цезаря с «мудрого политика» на «маньяка», а Памелу Браун превратить заботливую бездетную Кальпурнию в последнюю стерву, больше чем 6 баллов дать не могу. Итог: 7,5. И да здравствуют актеры!
Я прошу прощения за невольное ерничество, но вот с таких маленьких несостыковок «косяков», как цвет волос героя или стремена у галльских всадников, или прямое убийство Помпеем Суллы, – в историческом кино и начинаются пути к эпическим провалам. Впрочем, успокою зрителей: «эпик фейл» в предлагаемом вам для просмотра фильме Эделя всего один, и только на последних минутах, а малоизвестный ранее актер Джереми Систо, пусть он и не золотоволос, как прототип героя, справился с ролью Цезаря так, что – лично в моем списке, – сразу же вышел в звезды!
Хотя, казалось бы, это трудно на фоне мастерства Кристофера Уокена, давшего нам в фильме Катона Уттического без той «сумасшедшинки», которую отмечал даже Цицерон, но покоряющего с экрана зрителя убежденностью в правоте своего дела. А особенно – на фоне изумительной игры Николь Гримаудо (обязательно смотрите её «звездный» кинофильм «Баария»!), показавшую нам юную дочь Цезаря. Способную не только всем сердцем полюбить его политического союзника, Помпея (опять же – чудесная игра Кристофера Нота), но и долгое время собственной любовью союз столь непохожих друг на друга лидеров.
Тут фильм, точнее, режиссер, зачем-то начисто убравший из сценария Красса (под руководством которого, кстати, Цезарь расправлялся с гладиаторами Спартака), «лажает» уже второй раз. И гораздо сильнее: думаю, не найдется ни одного зрителя, который не впал бы в диссонанс (или, проще говоря, не заржал бы), услышав, что в качестве «калыма» за Юлию, - который в фильме отчего-то называется «приданым», - Цезарь получил с Помпея аж 50 тысяч. Не талантов, не пудов золота – 50 тысяч легионеров. И вот такими «косяками» - а приданое за девицей дает отец, а Помпей не мог, будь он даже диктатором, платить папе невесты легионерами – да и не стал бы, Ули Эдель изо всех сил стремиться испортить фильм, несмотря на противодействие прекрасно играющих актеров. Кстати, очень приятно, что и роль Клеопатры, за которою могли бы «передраться» многие звезды зрелого возраста режиссер дал молодой актрисе Самуэлле Сардо. Роль Брута так же играет молодой Йен Дункан, но с этим персонажем все гораздо сложней. Не из-за актера, – актёрская игра в фильме на огромной высоте, так же как и работа костюмеров и гримеров, – все из-за того же режиссера.
Ули Эдель честно, всю первую половину (а, возможно, даже, две трети) кинокартины старался отойти от «канонов» шекспировской пьесы, вбившей, благодаря своей популярности и более ранним экранизациям, немало романтической и бредовой ерунды в головы зрителей. Цезарь у него милосерден к врагам, «принимает обратно» в Сенат сдавшихся при Фарсале и даже тех, кто просит у него милосердия после битвы при Мунде. Но, с приездом в Рим Клеопатры, режиссер (не верю, что ему могли подсунуть настолько некачественный сценарий – хотя, сценаристы могли сперва работать, а потом решить: «а закончим-ка мы по Шекспиру!»), количество чуши на метр пленки вырастает. Вырастает заметно именно потому, что ранее этого бреда почти не наблюдалось. Хотя зачатки имелись: к примеру, Брут, изучающий Платона и думающий о свободе. Брут, извините великодушно, был одним из самых богатых людей Рима, чьё богатство основывалось на ростовщичестве и грабеже провинций (с чем и боролся Цезарь). Но мы получаем не расчетливого торгаша, организовавшего убийство из-за того, что Цезарь запретил ему и друзьям сдирать более 300% (!!) годовых, и не из-за того, что его мать открыто спала с Цезарем и подкинула ему «сводную» сестренку (Сервилии в фильме тоже нет), а всё такого же, «шекспировского» идеалиста. Скромница-Кальпурния неожиданно устраивает немыслимую (ни для её характера, ни для той эпохи) сцену ревности с едва ли не дракой… и все это приводит к абсурду последних кадров, когда Цезарь, всю жизнь (а особенно – после последнего возвращения в Рим), следовавший политике «милосердия» вдруг резко отказывает в помиловании не только трижды провинившемуся Марцеллу, но и «всем-всем-всем!».
Тиран, что с него взять.
Ули Эдель просто-напросто побоялся разрушить миф. Великий миф. Ведь все население планеты, кроме негров США и Танзании (а так же кроме ученых) на вопрос: «за что пришили Цезаря?», до сих пор дружно отвечает: «за Республику, ура!». И только ученые уже пару столетий знают, что зарезали «диктатора» по более важной причине: «за бабло». Действительно, после того, как Цезарь попытался оградить законами грабеж провинций частными откупщиками (предвидя их выгодное налогообложение), ростовщики вроде Брута или Метеллов, или спонсора Цицерона Аттика, стали терять гигантские суммы. «Но это же не романтично!» - видимо. Решил Эдель, и срочно сделал Цезаря ужасным тираном. Чтоб его таки смогли зарезать во имя Республиканских, Общечеловеческих и трансгендерных ценностей.
Но эти отвратительные последние минут 10-15 не слишком портят великолепный, благодаря игре актеров, фильм. Но затрудняют мою задачу поставить оценку. Игра актеров – 10 из 10 (причем от главной роли, до ролей второго плана, а такое редко случается), как исторический фильм – 8 из 10 (согласен, Великий Миф рушить нельзя, а в остальном ляпов мало). А вот режиссеру, без внятных объяснений, за какие-то 15 минут заставившего Систо переменить образ Цезаря с «мудрого политика» на «маньяка», а Памелу Браун превратить заботливую бездетную Кальпурнию в последнюю стерву, больше чем 6 баллов дать не могу. Итог: 7,5. И да здравствуют актеры!