Эскадроны смерти, рыцари закона, или бразильский СОБР?
Поклонники полицейских боевиков – этот фильм для вас. Особенно для тех из вас, кто не терпит «лажи» и сценаристских или режиссёрских «ляпов» вроде «снайпера на фоне освещенного окна» или просто неубивавемого героя. Герои в этом – обычно пишу «жестком», но тут этого мало – жестоком и кровавом фильме Жозефа Падильи гибнут. И порой – страшно и чрезмерно натуралистично. Как гибнут и те, с кем эти герои беспощадно (я бы написал и «беззаконно», но слишком мало знаю о юридическом статусе и правовой подчиненности бразильского аналога СОБРа, отряда БОПО, о котором и идет речь в фильме) борятся. Дам предупреждаю сразу – нет в фильме ни красивых девушек, за исключением беременной жены главного героя (хотя нет, изредка в кадре мелькает «студентка из обеспеченной семьи», гневно осуждающая полицейские методы), как нет и «красивых перестрелок»: все снято на живую камеру, «в темп», сквозь советующие динамике светофильтры.
Всеми этими приемами съемок как бы достигается предельная реалистичность показываемого нам насилия в городе. «где… миллионы и все ходят в белых штанах», великолепном Рио. Но не на пляжах, не в богатых кварталах, а там, где творит свой беспредел особый военизированный полицейский отряд (БОПО) уставшего от жизни на постоянном адреналине капитан Нансцименто. А тут еще неслыханный (как я понял) приказ с самого верха: «расчистить трущобы в таком-то районе от наркоторговцев в связи с ожидаемым визитом Римского Папы».
То есть это приказать хорошо: «очистить квартал от наркотиков»? А попробуй выполни, если даже у дилеров есть вооруженная автоматами охрана. А сам капитан Нансцименто смертельно боится рисковать, как раньше, он хочет дожить до рождения сына. И он начинает подыскивать себе замену. Впрочем, кандидаты присмотрены: негр-интеллектуал Матиас (Андрэ Рамиру) и порывистый, с «горящим сердцем Данко» светлый креол Нето (Кайо Жункейра).
Думаю, гуманистов ужаснут не столько «полицейские методы» (ну и что, что на «реальных событиях, видали мы на экранах и больше трупов!»), хотя поголовный расстрел целой тусовки наркоманов взывает сомнения в том, что в Бразилии наличествует «прокурорский надзор» или организация типа этой. Зато подготовка Нето и Матиаса к службе в «БАПО», а затем и командованию этим подразделением, у знающего человека вызовет восторг (похоже, Падилья серьезно и не без пользы потаскался по центрам подготовки спецназа), а у гуманистически настроенного зрителя мысль об «эскадронах смерти». Так, Матиаса, который по интеллекту – уже готовый командир подразделения, - прежде всего ломают на издллом, он принимает участие в самых отвратительных акциях устрашения, при этом со спокойным лицом спорит в университетах о праве полиции на беззакония. Слишком уж горячий Нето, напротив, исподволь приучается капитаном, что все – даже убивать и пытать, - надо делать методично, с умом, а не в запале ярости на «наркоторговцев».
В общем, на «эскадроны смерти» отряд «БАПО» более всего и похож, только у заместителя Нансцименто, капитана Рамиреса, порой возникают слабые сомнения во время очень уж жестоких зачисток районов родного города: «может, не расстреливать?». Но, видимо, проблема наркотиков в Бразилии стоит настолько остро, что подстрелить парочку несовершеннолетних (или отпустить, зная, что стукача – зарежут) там как раз и входит в компетенцию отрядов. Подобных отряду капитана Нанцсименто. Но что, если завтра еще острее встанет проблема – можно ли ходить в белых штанах?
Фильм, впрочем, потрясающий, более для мужской части аудитории, детальный и реалистичный.
Меня лишь смутила часто употребляемая капитаном (рассказ ведется от его имени) фраза «мы ведем войну с НАРКОБАРОНАМИ. Возможно, этих таинственных врагов отряда «БОПО» нам покажут во второй части фильма. В этой же, первой части «Tropa de Elite», единственный предъявленный зрителю – и жестоко казненный – «наркобарон» мне больше напомнил мелкого дилера, а то и «пушера» со Старо-невского в Питере.
Но подобных фильмов все же давно не было. Блестящая игра актеров на всех трех главных ролях, великолепное произведение режиссера!
Всеми этими приемами съемок как бы достигается предельная реалистичность показываемого нам насилия в городе. «где… миллионы и все ходят в белых штанах», великолепном Рио. Но не на пляжах, не в богатых кварталах, а там, где творит свой беспредел особый военизированный полицейский отряд (БОПО) уставшего от жизни на постоянном адреналине капитан Нансцименто. А тут еще неслыханный (как я понял) приказ с самого верха: «расчистить трущобы в таком-то районе от наркоторговцев в связи с ожидаемым визитом Римского Папы».
То есть это приказать хорошо: «очистить квартал от наркотиков»? А попробуй выполни, если даже у дилеров есть вооруженная автоматами охрана. А сам капитан Нансцименто смертельно боится рисковать, как раньше, он хочет дожить до рождения сына. И он начинает подыскивать себе замену. Впрочем, кандидаты присмотрены: негр-интеллектуал Матиас (Андрэ Рамиру) и порывистый, с «горящим сердцем Данко» светлый креол Нето (Кайо Жункейра).
Думаю, гуманистов ужаснут не столько «полицейские методы» (ну и что, что на «реальных событиях, видали мы на экранах и больше трупов!»), хотя поголовный расстрел целой тусовки наркоманов взывает сомнения в том, что в Бразилии наличествует «прокурорский надзор» или организация типа этой. Зато подготовка Нето и Матиаса к службе в «БАПО», а затем и командованию этим подразделением, у знающего человека вызовет восторг (похоже, Падилья серьезно и не без пользы потаскался по центрам подготовки спецназа), а у гуманистически настроенного зрителя мысль об «эскадронах смерти». Так, Матиаса, который по интеллекту – уже готовый командир подразделения, - прежде всего ломают на издллом, он принимает участие в самых отвратительных акциях устрашения, при этом со спокойным лицом спорит в университетах о праве полиции на беззакония. Слишком уж горячий Нето, напротив, исподволь приучается капитаном, что все – даже убивать и пытать, - надо делать методично, с умом, а не в запале ярости на «наркоторговцев».
В общем, на «эскадроны смерти» отряд «БАПО» более всего и похож, только у заместителя Нансцименто, капитана Рамиреса, порой возникают слабые сомнения во время очень уж жестоких зачисток районов родного города: «может, не расстреливать?». Но, видимо, проблема наркотиков в Бразилии стоит настолько остро, что подстрелить парочку несовершеннолетних (или отпустить, зная, что стукача – зарежут) там как раз и входит в компетенцию отрядов. Подобных отряду капитана Нанцсименто. Но что, если завтра еще острее встанет проблема – можно ли ходить в белых штанах?
Фильм, впрочем, потрясающий, более для мужской части аудитории, детальный и реалистичный.
Меня лишь смутила часто употребляемая капитаном (рассказ ведется от его имени) фраза «мы ведем войну с НАРКОБАРОНАМИ. Возможно, этих таинственных врагов отряда «БОПО» нам покажут во второй части фильма. В этой же, первой части «Tropa de Elite», единственный предъявленный зрителю – и жестоко казненный – «наркобарон» мне больше напомнил мелкого дилера, а то и «пушера» со Старо-невского в Питере.
Но подобных фильмов все же давно не было. Блестящая игра актеров на всех трех главных ролях, великолепное произведение режиссера!