Очередной подарок человечеству
Трудно назвать это просто фильмом…Это шедевр еще и набор педагогических ситуаций, проявлений морали и человечности. И конечно же, изумительное музыкальное сопровождение!
Основной метод воспитания, который использовался в интернате до прихода нового педагога - это так называемая акция-реакция. Суть ее заключалась в мгновенном и жестоком наказании за причиненный вред.
Конечно, такой способ воспитания и наказания, был односторонним и действенным только в плане частичного соблюдения дисциплины, из-за страха быть жестоко наказанным. В фильме иллюстрировано достаточно последствий, которые произошли из-за применения такого метода. Дети отвечали на зло - злом, таили в себе ненависть, постоянно были готовы к мести (например ситуация с Максансом).
Во время просмотра я пытался провести параллель между методами Макаренко, которые более-менее нормально изложены в экранизации его «Педагогической поэмы», и методами этой школы-интерната. Но сразу осознал огромную разницу, которая заключалась в использовании Макаренко не только кнута, но и пряника. От него неслась доброта, он служил великой идее, которой посвятил свою жизнь. Директор этой школы, Рошен, является лишь хорошим примером того, каким настоящий учитель быть не должен. Кажется, что он подавляет в себе любые проявления человечности и доброты, бросая их тоже карцер. Человек, которого переполняет грязь стольких человеческих негативных качеств, не может быть педагогом.
Однако, надо отдать должное сценаристам, которые действительно продумали образ Рошена - злого, циничного и эгоистического директора. Это помогло сделать яркий контраст между жестокими и недействующими методами, и методами Матье, в основе которых - доверие, доброта, взаимоуважение, желание учить и творить.
С параллелью между Матье и Макаренко было уже легче. Обоим пришлось работать с социально неадаптированными детьми, оба терпели поражения и победы в своем нелегком деле и оба стремились подобрать правильный подход. Да, между ними тоже есть большая разница, но объединяет их любовь к детям, индивидуальный подход к ним и любовь к своей профессии.
Следующие педагогические ситуации раскрывают умение Матье найти личностный подход к каждому ученику. Его индивидуальный подход начался с замены наказания Лекереку. За нанесенный ущерб Максансу Матье отправляет его помогать в больницу, а не отбывать наказание в карцере. Таким образом, он дает понять ученику, что за совершенный поступок нужно нести разумную ответственность и «отсидки» в карцере его ничему не научит. В результате, Лекерек страдает от угрызений совести и ему открывается новое чувство - чувство вины. Сиденья в карцере привело бы лишь к накоплению злости и морального угнетения.
Понравилась ситуация карикатура в ответ на карикатуру. Когда Матье возвращается в класс, Моранж уже заканчивает рисовать его карикатуру, которую подписал «яйцеголовый». Матье придумывает своеобразный способ наказания, нарисовав карикатуру Моранжа и подпортив таким образом его имидж перед классом, он завоевывает себе очередную крошку уважения. Так талантливый педагог демонстрирует классу невиданные до сих пор методы воспитания.
И последнее - это умение Матье сплотить коллектив и использовать групповую форму организации-создание хора. Наблюдаем кропотливый труд педагога, который привела к настойчивости учеников, их заинтересованности в чем-то новом, желании работать коллективно и творить что-то прекрасное - музыку. Для музыки здесь выделено особое место, даже отдельный мир - начиная от старой военной песни, которую пел дедушка для одного из парней и заканчивая прекрасными композициями из соло Моранжа. Удивительная музыка, передает настроение всех моментов кинокартины.
«Хористы» прекрасно иллюстрирует сравнение односторонних, устаревших и не действующих методов с системным и индивидуальным подходом к воспитанию и подчеркивает такой важным аспектом в воспитании как доверие.
После просмотра остались в памяти образы героев, которые даже не так часто появлялись в кадре. Чего стоит только Пепино, который, кажется, не знает, что его снимают - кривляется на заднем плане, корчит разные гримасы и т.д. Видно, что это не указания режиссера, и это придает фильму живости, делает его настоящим.
Безусловно, здесь присутствует детская наивность, но анализируя фильм на маленькие замечательные частицы, а затем синтезируя их в еще одну замечательную кинематографическую картину, на эту наивность хочется приятно закрыть глаза.
Итак, «Хористы» - это не только набор педагогических ситуаций и сравнение избитых методов с современным подходом к воспитанию, а и очередной подарок человечеству, чтобы напомнить им о человечности, сопровождаемый хорошей музыкой, поучительными ситуациями и теплой атмосферой
Основной метод воспитания, который использовался в интернате до прихода нового педагога - это так называемая акция-реакция. Суть ее заключалась в мгновенном и жестоком наказании за причиненный вред.
Конечно, такой способ воспитания и наказания, был односторонним и действенным только в плане частичного соблюдения дисциплины, из-за страха быть жестоко наказанным. В фильме иллюстрировано достаточно последствий, которые произошли из-за применения такого метода. Дети отвечали на зло - злом, таили в себе ненависть, постоянно были готовы к мести (например ситуация с Максансом).
Во время просмотра я пытался провести параллель между методами Макаренко, которые более-менее нормально изложены в экранизации его «Педагогической поэмы», и методами этой школы-интерната. Но сразу осознал огромную разницу, которая заключалась в использовании Макаренко не только кнута, но и пряника. От него неслась доброта, он служил великой идее, которой посвятил свою жизнь. Директор этой школы, Рошен, является лишь хорошим примером того, каким настоящий учитель быть не должен. Кажется, что он подавляет в себе любые проявления человечности и доброты, бросая их тоже карцер. Человек, которого переполняет грязь стольких человеческих негативных качеств, не может быть педагогом.
Однако, надо отдать должное сценаристам, которые действительно продумали образ Рошена - злого, циничного и эгоистического директора. Это помогло сделать яркий контраст между жестокими и недействующими методами, и методами Матье, в основе которых - доверие, доброта, взаимоуважение, желание учить и творить.
С параллелью между Матье и Макаренко было уже легче. Обоим пришлось работать с социально неадаптированными детьми, оба терпели поражения и победы в своем нелегком деле и оба стремились подобрать правильный подход. Да, между ними тоже есть большая разница, но объединяет их любовь к детям, индивидуальный подход к ним и любовь к своей профессии.
Следующие педагогические ситуации раскрывают умение Матье найти личностный подход к каждому ученику. Его индивидуальный подход начался с замены наказания Лекереку. За нанесенный ущерб Максансу Матье отправляет его помогать в больницу, а не отбывать наказание в карцере. Таким образом, он дает понять ученику, что за совершенный поступок нужно нести разумную ответственность и «отсидки» в карцере его ничему не научит. В результате, Лекерек страдает от угрызений совести и ему открывается новое чувство - чувство вины. Сиденья в карцере привело бы лишь к накоплению злости и морального угнетения.
Понравилась ситуация карикатура в ответ на карикатуру. Когда Матье возвращается в класс, Моранж уже заканчивает рисовать его карикатуру, которую подписал «яйцеголовый». Матье придумывает своеобразный способ наказания, нарисовав карикатуру Моранжа и подпортив таким образом его имидж перед классом, он завоевывает себе очередную крошку уважения. Так талантливый педагог демонстрирует классу невиданные до сих пор методы воспитания.
И последнее - это умение Матье сплотить коллектив и использовать групповую форму организации-создание хора. Наблюдаем кропотливый труд педагога, который привела к настойчивости учеников, их заинтересованности в чем-то новом, желании работать коллективно и творить что-то прекрасное - музыку. Для музыки здесь выделено особое место, даже отдельный мир - начиная от старой военной песни, которую пел дедушка для одного из парней и заканчивая прекрасными композициями из соло Моранжа. Удивительная музыка, передает настроение всех моментов кинокартины.
«Хористы» прекрасно иллюстрирует сравнение односторонних, устаревших и не действующих методов с системным и индивидуальным подходом к воспитанию и подчеркивает такой важным аспектом в воспитании как доверие.
После просмотра остались в памяти образы героев, которые даже не так часто появлялись в кадре. Чего стоит только Пепино, который, кажется, не знает, что его снимают - кривляется на заднем плане, корчит разные гримасы и т.д. Видно, что это не указания режиссера, и это придает фильму живости, делает его настоящим.
Безусловно, здесь присутствует детская наивность, но анализируя фильм на маленькие замечательные частицы, а затем синтезируя их в еще одну замечательную кинематографическую картину, на эту наивность хочется приятно закрыть глаза.
Итак, «Хористы» - это не только набор педагогических ситуаций и сравнение избитых методов с современным подходом к воспитанию, а и очередной подарок человечеству, чтобы напомнить им о человечности, сопровождаемый хорошей музыкой, поучительными ситуациями и теплой атмосферой