Танк «Fury» - герой фильма.
В апреле 1945 года американцы уже зашли в Германию и идут уверенно к Берлину. Почти не оказывая сопротивления, немцы сдаются, но всё же происходят и стычки. Экипаж танка, который называется гордо «Ярость», потерял только что опытного стрелка-радиста, и в танковую команду поступает юный Норман Эллисон (Логан Лерман), ранее служивший в штабе и ещё ни разу не стрелявший в человека.
Настоящий серьёзный суровый фильм о войне остаётся по-прежнему продуктом штучным. Действительно глубокие кинокартины, которые в череду спецэффектов не скатываются, пересчитать можно по пальцам. А кинолент, в которых сочетается удачно и мысль, и картинка, тем более считанное число. Каждая такая картина – это настоящее событие в мире кинематографа, а каждый, кто принимал участие в их съёмках, будто бы и сам приблизился к персонажам боевых действий, и просмотр таких фильмов навсегда остаётся в памяти зрителей.
Вторая мировая война от нас уходит всё дальше, герои её превращаются чуть ли не в персонажей древних мифов, в бесстрашных полубогов-храбрецов, смерть попирающих. И каждый кинофильм, который окутывает зрителя копотью, грязью, кровью настоящей войны, о чём никак нельзя забывать и, конечно, нельзя допустить повторения этого ужаса, на вес золота.
Режиссёр Дэвид Эйер, который служил в молодости подводником, после показа в своих фильмах жестокостей, творящихся на улицах Лос-Анджелеса, решил перебраться в танк Шерман, который по распространённости является третьей моделью после советских Т-34 и Т-54. Ведь главным героем фильма «Ярость» является не Норман Эллисон, который глотает первую свою пороховую гарь, и не персонаж Бреда Питта, который поклялся своих бойцов уберечь от смерти и отчаянно пытается это сделать, а танк – бронированный сгусток смерти, набитый снарядами, гранатами, пулемётами. Этот танк уродует людей и внутри себя, и снаружи, из него мир совсем иным видится, борьба и жизнь за его бронёй обретает совсем иной смысл. Эта железная машина, проглатывая людей и переваривая, превращает их в зверей, потому что только именно звери врага рвать могут на куски, чтобы достигнуть победы.
Вместе с Романом Васьяновым, оператором, Эйер создал не только несколько боевых фантастических сцен, но и серым, присущим войне цветом, пропитал каждый кадр фильма. Растерзанные и растоптанные трупы, останки кровавые, грязь и осколки зрителю не дают ни на секунду расслабиться и ощутить комфорт. Зритель вместе с героями погружается в тесное душное чрево танка, вместе вступает в бой, и вместе отдыхает в минуты затишья.
И вот за танковыми атаками, ночными перестрелками режиссёр характеры героев упростил слегка. Кто вне танка находился – это лишь чередование лиц, но даже и пять главных персонажей остаются, по сути, лишь бойцами, имена которых даже запомнить сложно. В начале фильма зритель видит смелого командира экипажа, неотёсанного и грубого заряжающего, наводчика богобоязненного, болтливого механика-водителя, любителя выпить, и прибывшего паренька-радиста. С этим же знанием о героях зритель приходит и к финальным титрам, всего лишь чуть шире пара эпизодов раскрывает характеры, души и мысли героев, но этого абсолютно недостаточно, чтобы за бойцами увидеть людей.
Но режиссёр, по-видимому, ставил своей целью показать в фильме не это, а то, что война – это работа, кровавая, страшная, немыслимая этически, уродливая, от которой удовольствие получить невозможно. И это сейчас показать очень кстати.
Фильм «Ярость» доказывает в первую очередь, что война несёт смерть, и состояние безысходности, трагизма, обречённости с первых и до последних кадров переполняет зрителя.
Но вот что мне абсолютно не понравилось, так это то, что фильм пропагандирует великую роль именно американцев, ведь подросток любой страны, посмотрев этот фильм, придёт к мысли, что только благодаря американским бойцам, а не советской армии была одержана победа над фашизмом. Как же смело переписывает Америка историю.
И не нашла ничего хорошего в требовании командира, чтобы новобранец стрелял в пленного безоружного. И выглядело очень неправдоподобно, что американцы не насиловали женщин немецких, захватив город, а женщины сами охотно им отдавались за банку тушёнки, просто происходили, так сказать, деловые соглашения. И уж, как коробит эпизод, когда новобранцу находят невинную девушку-немку, которая буквально с первой же минуты влюбляется в американца.
А уж последний бой – это вообще абсолютно неправдоподобная бредовая фантастика, которую ужасно неприятно было смотреть.