Добродушная комедия, переходящая в антикатолическую сатиру.
Отец Фабиан (Крешимир Микич), молодой католический священник, озабочен тем, что в приходе его на хорватском маленьком острове нет почти рождаемости, и население острова вымирает. Жители местные успешно пользуются противозачаточными средствами и презервативами и не беременеют. Однажды Петар (Никша Бутиер), верующий продавец киоска, спросил у патера, не является ли грехом так много продавать презервативов, что навело отца Фабиана на мысль прокалывать презервативы тонкой иголкой. К заговору вскоре аптекарь-националист присоединяется, который на всё готовый для предотвращения заселения албанцами и сербами пустеющего острова. И начинают беременеть островитянки одна за другой. Однако чаще это проблемы создаёт, чем благо приносит.
Если подумать о кино, которое создавали страны бывшей Югославии, то сразу же, конечно, вспоминается Эмир Кустурица, которого забыть невозможно, хотя последний его фильм «Завет» семь лет назад вышел. Разумеется, есть в бывшей Югославии и другие профессиональные режиссёры, к ним, в частности, относится хорват Винко Брешан, имеющий несколько призов Берлинского МКФ за комедию политическую «Дух маршала Тито» (2000) и драму военную «Свидетели» (2003). В последнее время он работал над комедийными хорватскими сериалами, но в 2013 году выпустил свою трагикомедию «Дети священника».
Поначалу кажется, что фильм этот - это просто фарс добродушный в стиле комедий британских о положительных, но нелепых пасторах или канадской недавней ситуационной комедии «Маленькая мечеть в прерии», в которой в комических благодушных тонах изображены были имам мусульманский и паства его разношёрстная.
Но в Хорватии, которая ищет всё ещё баланс между идеологией прогрессивной и влиянием католичества, над священниками не шутят. По крайней мере, не на протяжении всей кинокартины. Чем действие продвигается дальше, тем картина становится серьёзнее и мрачнее, и в финале попросту неуместными становятся попытки шутить. Какие тут могут быть шутки, если на экране молодая женщина, у которой непрекращающееся кровотечение из-за выкидыша, или девочка, которая забеременела от священника, но, конечно, не от отца Фабиана. Или парень, который готов покончить с собой, потому что его жениться заставили.
Злодеями в кинокартине, правда, не только оказываются католические батюшки, иначе назвать людей, служащих латинскую службу, но говорящих на славянском языке, трудно. Но, анализируя кинофильм, приходишь к пониманию, что в первую очередь это агрессивный очередной «наезд» на церковь, которая навязывает одной рукой людям свои правила, давно устаревшие, а другой рукой отвратительные собственные преступления покрывает.
Фабиан, презервативы прокалывающий на машинке швейной, оказывается самым хорошим из всех церковных представителей, появляющихся в киноленте. Он, по крайней мере, просто наивен, но не циничен, и делает всё с благими намерениями. А вот епископ – настоящее исчадие ада административного.
Фильм несколько странным кажется только из-за того, что начинается как благодушный и весёлый фарс, а заканчивается чернейшей сатирой с убийством жестоким и изнасилованием ребёнка. Но предъявить другие претензии к кинокартине «Дети священника» трудно, потому что она содержит забавные и шутки визуальные, и словесные, и сюжетные повороты неожиданные, и ситуации трогательные мелодраматические, и, конечно, прекрасную убедительную игру всех актёров, принявших участие в съёмках этого фильма.