Фильм, подорвавший миф о непобедимой военачальнице партизанского отряда.
Дворянин Иван Рокотов (Дмитрий Соломыкин) очень сильно любит Василису (Светлана Ходченкова), крепостную крестьянку своего соседа, и обещает её выкупить и жениться. Василиса его тоже очень любит, но когда видит его с невестой, на которой хочет женить его мать, она, обидевшись, выходит замуж за сельского старосту (Игорь Черневич). А Иван отправляется в полк на войну с Наполеоном. Французы, дойдя до села Василисы, убивают её мужа, и Василиса создаёт партизанский отряд.
Кто изучал русскую историю девятнадцатого века, знает о мифе про старостиху Василису Кожину. Сведений документальных о ней нет, и даже нет уверенности, что существовала такая женщина. А если всё же она была, то вряд ли командовала партизанами, так как нет никаких сведений о её награждении. Эти домыслы возникли позднее в то время, когда стали прославлять героизм крестьян и подчёркивать возникшее единство между армией и народом в войне с Наполеоном. Есть только одно более-менее достоверное сведение о Василисе, которая вела французов, которых поймали односельчане, и убила одного связанного пленного потому, что он отказывался под конвоем женским идти.
Если о Кожиной известно только это, и то, что была она старостихой сельской, то сценаристу это даёт возможность сочинить о ней всё, что угодно. Но, конечно, чтобы это увлекательно было и соответствовало идее, что когда нападает на нас враг, то герои повсюду у нас находятся, даже среди женщин крепостных, которые привыкли к смирению и покорности.
И авторы «Василисы» постарались на славу. Василису они представили не толстой женщиной в возрасте, какой она изображена на картине Александра Смирнова, а в образе молодой и стройной Светланы Ходченковой. К тому же приписали ей умение свободно общаться по-французски, обоюдную горячую любовь с молодым красавцем-барином, безответную любовь французского офицера, сложные отношения с нелюбимым мужем и с родной сестрой-предательницей.
Режиссёр Антон Сиверс сказал, что этот его фильм о любви женщины и мужчины, которую они проносят через испытания, выпавшие им как в мирное, так и в военное время. А за это критиковать, конечно, кинофильм не стоит. А так как касается кинокартина Отечественной войны 1812 года, то она никак не может быть без гусар, поэтому и сосредоточена кинолента на романе гусара Ивана и Василисы.
Фильм динамичный, экшена достаточно, и он весьма разнообразный, здесь есть и сражение военное, и налёт партизанский, и, конечно, дуэль сабельная, без которой, само собой разумеется, никак нельзя обойтись.
Но если можно оправдать сюжетное устройство картины, то её фальшивейшие и пошлейшие диалоги возмущают. А уж если фильм о войне с Наполеоном, то почему так много отведено экранного времени на отражение мирных событий и так мало на саму войну?
Свадьба Василисы нелепа, ведь в этом возрасте в то время крестьянки считались старыми девами. В действие фильма вплетается маленький Пушкин, действие в Царское село переносится в паре сцен, и цитируются его стихи, но надо было бы вспомнить рассказ няни из «Онегина», в котором она говорит, что замуж её отдали в тринадцать лет. Так что трудно поверить, что сёстры в таком возрасте были не замужем, вот сделали бы их вдовами, было бы тогда реалистичнее.
Сценарист, конечно, может какие угодно придумывать сюжетные усложнения, но перевирать идейную мысль легенды он не должен. Суть легенды о Кожиной состоит в том, что простая крестьянка стала талантливым военачальником. А в фильме она проигрывает сражение, попадает в плен. И всё лишь для того, чтобы гусар её спас. И в результате, её слава как непобедимой начальнице партизанского отряда полностью исчезла. А надо было бы показать соединение гусар и партизан в одном из сражений с французами, и тогда встреча влюблённой пары была бы правдоподобней.
И к тому же зачем-то в ленте Василису представили доверчивой дурой: она вторично французскому офицеру верит, даже после того, как он нарушил слово, данное крестьянам.
А ведь надо было бы её умной показать, способной придумать хитрую ответную ловушку для французов.
В итоге, фильм полностью перечеркнул сложившийся миф о Василисе, как о смелой умной, дерзкой военачальнице партизанского отряда, под руководством которой отряд беспощадно громил французов.