И остроумно, и красиво.
Енотовидные собаки, которых в Японии называют тануки, жили с незапамятных времён в лесах недалеко от Токио. Но после Второй мировой войны эти территории застраиваться начали пригородными домами, и тануки поняли, что со временем люди вытеснят их полностью с родной земли. Тогда тануки решили наступление двуногих остановить во что бы то ни стало и начали древнее, забытое искусство превращения вспоминать, чтобы людей держать в страхе перед существами лесными.
Хаяо Миядзаки после успеха мультфильма «Порко Россо» решил, что если студия Ghibli о свинье мульткартину нарисовала, то следующей их лентой стать должна картина о обаятельных пушистиках тануки, которые являются в японском фольклоре очень популярными героями. Он предложил Исао Такахате, своему другу и напарнику по студии, этот проект, и Такахате охотно согласился и сценарий написать, и ленту поставить.
В мультфильме есть сцены откровенно агитационные, а в конце прямо к зрителям обращается один из героев с просьбой о бедных зверушках позаботиться. Но, в отличие от картины Такахаты «Только вчера», в которой вся линия сюжетная была полностью рекламным роликом о великолепной жизни в деревне, мультфильм «Помпоко» - это многослойное, сложное произведение, в котором пропаганда экологическая сравнительно небольшую роль играет. Вместо того, чтобы своих соплеменников клеймить и тануки возвышать, режиссёр приглядывается внимательно к зверькам обороняющимся и много такого подмечает, что ленту делает уникальным и восхитительным эпическим семейным зрелищем.
Уникальность этого мультика в том, что он является серьёзным фильмом для взрослых, но в котором много юмора простого, волшебства яркого, из детских сказок цитат, что и дети принимают его за свой. Отчасти фильм вдохновлён личным опытом профсоюзного деятеля Такахаты. Ведь Миядзаки и Такахата были руководителями профсоюза в молодые годы, когда работали аниматорами на студии Toei, и так активно боролись за всё хорошее, что пришлось уйти оттуда. Так вот, политические и профсоюзные активисты, участники клубов по интересам, бунтари всевозможные, неформалы, реконструкторы, в общем, все, кто входил когда-нибудь в организацию, которая не скована дисциплиной военной и людей объединяет, у которых общие интересы, но разные идеи, характеры, темпераменты, легко узнают себя в незадачливых тануки, придуманных Такихатой.
Все зверьки хотя и хотят для своих детей сохранить родные леса, но они сразу же на группировки враждующие разбиваются в зависимости от того, как собираются они это сделать. Кроме того, их добродушие, лень природная, к веселью любовь берут часто верх над ними. И война тануки в результате превращается в хаотичную завораживающую череду споров жарких, заседаний бесполезных, поражений досадных и побед пирровых. А некоторые персонажи доходят даже до пораженчества религиозного и до атак самоубийственных в стиле камикадзе. А так как не сосредотачивается картина на двух-трёх героях, а своё внимание делит между целым взводом героев разношёрстных, от самца молодого до знахарки пожилой, то мультфильм конфликт показывает с разных точек зрения и богатую почву даёт для раздумий на разные темы: идеологические, экологические, религиозные, социальные.
Фильм, конечно, печальный, без хеппи-энда голливудского. Но Такахата трагедию тануки подаёт с роскошным гарниром их волшебства и юмора, и завершает фильм на вполне оптимистической ноте. Так что этот фильм не вариация на душераздирающую картину «Могила светлячков», и его можно вполне смотреть как развлечение, а не как испытание. В этом мультфильме магия и смех неразделимы зачастую, так как тануки, согласно легендам древним, могут перевоплощаться не только в различных существ, но даже в предметы неодушевлённые. Поэтому картина юмор черпает и в тренировках тануки, которые магию традиционную осваивают, и, естественно, не все схватывают сразу это искусство тонкое, и в не всегда превращениях удачных, и в попытках выдать себя за человека, и в сценах, где они напугать стараются людей или их впечатлить своими иногда грандиозными перевоплощениями. А ближе к концу устраивают персонажи настоящий парад волшебный, превращаясь во всевозможных монстров и мифологических восточных существ.
Те, кто смотреть будут фильм с детьми, имейте в виду, что большую роль в магии тануки мошонки самцов играют, которые раздуваться могут до размеров невероятных. Это Такахата не выдумал, это неотъемлемая часть фольклора японского, который был всегда более откровенный, чем его аналоги европейские, христианством отцензуренные.
К этому надо отнестись, конечно, с юмором, да и мошонки раздувшиеся пристойнее выглядят, чем обожаемые в голливудских фильмах приколы про рвоту и газы.
Чтобы тануки показать почти людьми и не дать при этом зрителям забыть, что речь идёт всё же о зверях реальных, а не о созданиях вымышленных, «Помпоко» графический необычный приём использует. Когда попадаются герои на глаза людям, выглядят они как настоящие тануки, если, конечно, в людей или монстров не перевоплощаются. Но как только оказываются они вдали от взглядов людских, превращаются они в пушистиков антропоморфных, в одежде, на двух ногах, а иногда и с человеческими причёсками и в очках. У них есть и третья форма, упрощённая версия второй. Эту промежуточную форму тануки принимают, когда над собой отчасти контроль теряют, например, во время праздников.
Неяпонист легко суть повествования поймёт, и вполне сможет и попереживать за тануки, и посмеяться.
Конечно, ещё стоит отметить, что и графика, и анимация, и музыка здесь безукоризненны. Эта лента и умная, и красивая – один из шедевров Ghibli.